Основные вопросы

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ОБЗОР ИНДИКАТОРОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОМИССИИ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН
ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДО 2030 ГОДА

 

Историческая справка.

Статья 40 Агенды 21, плана действий, одобренного в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио де Жанейро, призывает все страны, а также международные, правительственные и не правительственные организации развивать индикаторы устойчивого развития (ИУР), которые могут обеспечить устойчивую базу для принятия решений на всех уровнях. Агенда 21 также призывает гармонизировать попытки по развитию таких индикаторов.

Это было отражено в решении Комиссии по устойчивому развитию в 1995 году, принявшей рабочую программу по разработке индикаторов, которая включала следующие этапы:

  • достижение конценсуса по списку ключевых индикаторов;
  • разработка соответствующих методологий;
  • политическое обсуждение в публикациях Комиссии по устойчивому развитию и широкое распространение этих результатов;
  • тестирование;
  • оценка и ревизия индикаторов.

Первый проект индикаторов был разработан для обсуждения совместно Отделом по устойчивому развитию и Отделом статистики Департамента ООН по экономическому и социальному развитию (United Nations Department of Economic and Social Affairs). Этот проект был сфокусирован на широком процессе достижения консенсуса, который включает ряд организаций ООН и других международных организаций, как правительственных, так и не правительственных, под руководством Департамента по устойчивому развитию. В результате было разработано 134 индикатора.

В течение 1995 и 1996 годов эти же организации участвовали в консультациях по разработке методологий измерений индикаторов. С 1996 по 1999 годы 22 страны со всего мира провели проверку этого набора индикаторов. Для того, чтобы облегчить этот процесс, Департамент по устойчивому развитию разработал руководство по внедрению индикаторов, инициировал серию региональных рабочих совещаний и поощрял организацию национальных рабочих совещаний и сотрудничество между тестирующими странами (http://www.un.org/esa/sustdev/csd/csd9_indi_bp3.pdf).

С 1999 по 2000 год результаты национальных тестирований были оценены, и набор индикаторов был пересмотрен. В целом, процесс тестирования был признан успешным, хотя страны указали, что они столкнулись со значительными институциональными вызовами, особенно в области человеческих ресурсов и координации политики. Интеграция инициатив по разработке индикаторов с национальными политиками развития и превращение их в постоянные рабочие программы оценивались высоко и рекомендовались для достижения успеха. Большинство стран нашло, что первоначальный набор индикаторов слишком велик, поэтому количество ИУР было уменьшено до 57 индикаторов, разделенных на темы и подтемы (Indicators of sustainable development: framework and methodologies. DESA/DSD/2001/3. http://www.un.org/esa/sustdev/csd/csd9_indi_bp3.pdf).

В целом, фокус Комиссии по устойчивому развитию и ее секретариата обеспечил очень полезный и своевременный форум для обсуждения индикаторов на национальном уровне с привлечением правительств, международных организаций и различных заинтересованных лиц в то время, когда мысли о потенциальной роли индикаторов в достижении устойчивого развития были на начальном уровне и только развивались. Поэтому Комиссия по устойчивому развитию сыграла важную роль в продвижении работы в этой области.

Для решения глобальных проблем человечества ООН приняла программу «Цели развития тысячелетия», которая представляла собой программу по борьбе с бедностью и общему повышению уровня жизни. Программа была принята в 2000 г. на Саммите Тысячелетия (http://unrussia.ru/ru/millenium-development-goals).

В 2005 году Департамент по устойчивому развитию начал процесс пересмотра индикаторов устойчивого развития. Этот процесс проходил в соответствии с решением, принятым в 2001 году, о поддержке пересмотра индикаторов и был обусловлен двумя причинами. В течение 5 лет, которые прошли после последнего пересмотра индикаторов, их перспективность была оценена применительно к устойчивому развитию стран. Большое количество стран разработало свои собственные индикаторы устойчивого развития, которые часто базировались на показателях Комиссии по устойчивому развитию. В то же время, в связи с принятием Декларации тысячелетия ООН в 2000 году, много внимания уделялось, как внутри ООН, так и государствами-членами ООН, развитию и применению индикаторов для оценки прогресса в достижении Целей Декларации тысячелетия. Цели Декларации тысячелетия были получены из Декларации тысячелетия ООН, одобренной 189 государствами в 2000 году. Большинство целей должно было быть достигнуто к 2015 году. 1990 годы был определен как год сравнения. Обзор был начат с исследования и анализа национальных и глобальных тенденций в применении индикаторов и возобновления диалога с международными экспертами. Департамент по устойчивому развитию также просил оценить соответствие между индикаторами Комиссии по устойчивому развитию и Целями Декларации тысячелетия. Группа экспертов проводила регулярные встречи и обмен сообщениями. В качестве экспертов были приглашены лица из организаций, разрабатывавших методологии, а также эксперты из ряда государств, разрабатывавших и использовавших эти индикаторы. Поэтому обзор отличался от многочисленных экспертиз, проведенных большим количеством международных агентств, и от результатов, полученных отдельными странами. Первая встреча экспертной группы провела предварительный обзор индикаторов и выбрала направление развития индикаторов Комиссии по устойчивому развитию. Она согласовала список индикаторов для пересмотра и предложила изменения в структуру индикаторов. На второй встрече в октябре 2006 года экспертная группа завершила работу по пересмотру и подготовила список пересмотренных индикаторов, которые были опубликованы в 2007 году.

Обзор индикаторов устойчивого развития Комиссии по устойчивому развитию

Общее описание

Пересмотренный набор индикаторов Комиссии по устойчивому развитию включает 50 ключевых индикаторов. Эти 50 ключевых индикаторов являются частью большего набора в 96 индикаторов устойчивого развития. Введение ключевых показателей помогает сделать набор индикаторов управляемым, в то время как больший набор позволяет включить дополнительные индикаторы, которые позволяют странам провести более тщательную и дифференцированную оценку устойчивого развития. Ключевые индикаторы удовлетворяют трем критериям. Во-первых, они охватывают вопросы, относящиеся к устойчивому развитию большинства стран. Во-вторых, они дают критическую информацию, недоступную из других ключевых индикаторов. В-третьих, они могут быть вычислены большинством стран из данных, которые уже доступны или могут стать доступными во времени и по стоимости. Следовательно, не ключевые индикаторы или относятся к ограниченному числу стран и дают дополнительную информацию к ключевым индикаторам, или не являются легко достижимыми для большинства стран.

Набор индикаторов сохраняет тематическое/суб-тематическое деление, одобренное в 2001 году. Чтобы достичь этого, они соответствуют практике большинства стран, использующих национальные индикаторы устойчивого развития, и напрямую соответствуют мониторингу национальных стратегий устойчивого развития. В то же время известно, что ведутся работы по альтернативным подходам к оценке устойчивого развития, и это было принято во внимание при дальнейшем пересмотре индикаторов устойчивого развития.

Рисунок 3.1. Индикаторы устойчивого развития.

В новой версии больше нет деления на четыре области (общество, экономика, окружающая среда и управление). Это изменение подчеркивает многомерную природу устойчивого развития и отражает важность интеграции этих областей. Соответственно были введены новые пересекающиеся темы, такие как бедность и природные катастрофы, существующие темы, такие как потребление и производство представлены шире. Так как бедность охватывает широкую область относящихся к ней вызовов, это концептуально ограничивает возможность поддерживать их как суб-темы. Поэтому в новой версии присутствуют отдельные темы, которые относятся к доходу, санитарии, питьевой воде, доступу к энергии и условиям проживания

Другие новые темы включают глобальное экономическое партнерство и управление. Глобальное экономическое партнерство включает несколько новых индикаторов, таких как торговля и финансовое развитие. Индикаторы темы «управление» в основном не разработаны и в настоящее время включены только индикаторы, относящиеся к криминалу. Требуется значительная методическая работа для разработки качественных, измеримых и международно-одобренных индикаторов, относящихся к управлению.

Таблица 3.1. Индикаторы устойчивого развития Комиссии по устойчивому развитию

Тема

Суб-тема

Ключевые индикаторы

Другие индикаторы

Бедность

Доход бедности

Часть населения, живущего ниже национального порога бедности

Часть населения с доходом менее, чем $1 в день

Неравенство в доходах

Отношение доли национального дохода богатых и бедных

Санитария

Часть населения, использующего неудовлетворительные санитарные условия

Питьевая вода

Часть населения, использующего улучшенные источники воды

Доступ к энергии

Часть жилищ без электричества или других современных источников энергии

Часть населения, использующего твердое топливо для приготовления пищи

Условия жизни

Часть городского населения, проживающего в трущобах

Управление

Коррупция

Процент населения, получающего взятки

 

Криминал

Число международных убийств на 100000 населения

 

Здравоохранение

Смертность

Уровень смертности для возраста ниже 5 лет

 

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Продолжительность здоровой жизни

Доступность медицинской помощи

Процент населения с доступом к первичной медицинской помощи

Contraceptive prevalence rate

Прививки от детских инфекционных заболеваний

Питание

Статус питания детей

 

Здоровье и риски

Заболеваемость такими болезнями, как СПИД, малярия, туберкулез

Ограничение табакокурения

 

Уровень суицида

Образование

Уровень образования

Gross intake ratio to last grade of primary education

Обучение в течение всей жизни

Net enrolment rate in primary education

Adult secondary (tertiary) schooling attainment level

Грамотность

Уровень грамотности взрослого населения

 

Тема

СУБ-тема

Ключевые индикаторы

Другие индикаторы

Демография

Население

Уровень роста населения

Общий уровень воспроизводства населения

Степень зависимости

Dependency ratio

 

Туризм

 

Отношение местных резидентов к числу туристов в важных туристических областях и местах

Природные катастрофы

Уязвимость к природным катастрофам

Процент населения, проживающего в опасных зонах

 

Подготовленность к природным катастрофам и реагирование на них

 

Человеческие и экономические потери от природных катастроф

Атмосфера

Изменения климата

Эмиссия двуокиси углерода

Эмиссия других парниковых газов

Разрушение озонового слоя

Потребление озоно разрушающих веществ

Качество воздуха

Концентрация загрязняющих воздух веществ в жилой зоне

Земельные ресурсы

Использование земли и ее статус

 

Изменение землепользования

 

Деградация земли

Десертификация

 

Земли, подверженные десертификации

Сельское хозяйство

Пахотные и постоянно засеваемые земли

Эффективность использования удобрений

Использование сельскохозяйственных пестицидов

Области с органическим земледелием

Лесные ресурсы

Часть земли, покрытой лесами

Процент деревьев в лесу, попавших под действие дефолиантов

Часть лесов с устойчивым лесным менеджментом

 

Тема

Суб-тема

Ключевые индикаторы

Другие индикаторы

Океаны, моря и прибрежные зоны

Прибрежные зоны

Процент населения, проживающего в прибрежной зоне

Качество воды для купания

Рыбные запасы

Часть рыбных запасов с биологически безопасным пределом

 

Состояние морской окружающей среды

Часть охраняемой морской среды

Трофический индекс морской среды

Площадь экосистем коралловых рифов и процент проживающего населения

Пресная вода

Объем (количество) пресной воды

Используемая часть всех водных ресурсов

 

Интенсивность потребления воды за счет экономической активности

Качество пресной воды

Присутствие фекальных форм coli бактерий в чистой воде

Требования к биохимическому кислороду в объеме воды

Обработка водных отходов

Биоразнообразие

Экосистемы

Часть наземных охраняемых территорий, всего и экологических

Эффективность менеджмента охраняемых территорий

Площадь ключевых экосистем

Расселение жителей

Образцы

Изменение уровня угрозы для образцов

Распространенность выбранных ключевых образцов

Распространенность иноземных инвазивных образцов

Экономическое развитие

Макроэкономические характеристики

 

 

Устойчивые общественные финансы

Занятость населения

Информационные и коммуникационные технологии

Исследования и развитие

Туризм

Глобальное экономическое партнерство

Торговля

 

 

Внешнее финансирование

Тема

Суб-тема

Ключевые индикаторы

Другие индикаторы

Потребление и производство

Потребление материалов

Материальное потребление экономики

Национальное потребление материалов

Использование энергии

Ежегодное потребление энергии, общее и по основным категориям пользователей

Доля возобновляемых источников энергии в общем потреблении

Интенсивность использования энергии, общая и за счет экономической активности

 

Образование отходов и их менеджмент

Образование опасных отходов

Образование отходов

Обработка и размещение отходов

Менеджмент радиоактивных отходов

Транспорт

Состав пассажирского потока

Состав грузового транспорта

Энергетическая интенсивность транспорта

Индикаторы устойчивого развития делают попытку измерить устойчивое развитие, принимая во внимание многомерность и интегрированную природу устойчивого развития. Хотя индикаторы Комиссии по устойчивому развитию отслеживают прогресс, но могут потребовать некоторой дополнительной информации для уточнения их интегративной природы.

В этой версии индикаторы не делятся по основным составляющим устойчивого развития, что подчеркивает их многомерность, они просто разделены на темы и сую-темы.

Цели устойчивого развития ООН

В 2000 году ООН приняла восемь Целей развития тысячелетия, показатели которых должны были быть достигнуты в 2015 году (http://www.un.org/ru/millenniumgoals/). Цели развития тысячелетия оставались всеобъемлющей основой развития до 2015 года. Девиз целей – «Время глобальных действий для людей и планеты». Эти цели включали 21 задачу с соответствующими показателями.

Цель 1: Ликвидация крайней нищеты и голода – 3 задачи.

Задача 1: За период 1990–2015 годов сократить вдвое долю населения, имеющего доход менее 1,25 долл. США в день.

Задача 2: Обеспечить полную и производительную занятость и достойную работу для всех, в том числе женщин и молодежи.

Задача 3: Сократить вдвое за период 1990–2015 годов долю населения, страдающего от голода.

Цель 2: Обеспечение всеобщего начального образования – 1 задача

Задача 1: Обеспечить, чтобы к 2015 году у детей во всем мире, как у мальчиков, так и у девочек, была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование.

Цель 3: Поощрение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин – 1 задача.

Задача 1: Ликвидировать, желательно к 2005 году, гендерное неравенство в сфере начального и среднего образования, а не позднее, чем к 2015 году — на всех уровнях образования.

Цель 4: Сокращение детской смертности – 1 задача.

Задача 1: Сократить на две трети за период 1990–2015 годов смертность среди детей в возрасте до пяти лет.

Цель 5: Улучшение охраны материнства – 2 задачи.

Задача 1: За период 1990–2015 годов снизить показатели материнской смертности на три четверти.

Задача 2: Обеспечить к 2015 году всеобщий доступ к услугам по охране репродуктивного здоровья.

Цель 6: Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями – 3 задачи.

Задача 1: Остановить к 2015 году распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости.

Задача 2: К 2010 году обеспечить всеобщий доступ к лечению ВИЧ/СПИДа для тех, кто в этом нуждается.

Задача 3: Остановить к 2015 году распространение малярии и других основных болезней и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости.

Цель 7: Обеспечение экологической устойчивости – 4 задачи.

Задача 1: Включить принципы устойчивого развития в стратегии и программы стран и обратить вспять процесс утраты природных ресурсов.

Задача 2: Снизить масштабы сокращения биологического разнообразия путем значительного уменьшения темпов его утраты к 2010 году.

Задача 3: Сократить вдвое к 2015 году долю населения, не имеющего постоянного доступа к безопасной питьевой воде и основным санитарно-техническим средствам.

Задача 4: К 2020 году обеспечить существенное улучшение жизни как минимум 100 миллионов жителей трущоб.

Цель 8: Формирование глобального партнерства в Целях развития – 6 задач.

Задача 1: Продолжить создание открытой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной торговой и финансовой системы.

Задача 2: Удовлетворять особые потребности наименее развитых стран.

Задача 3: Удовлетворять особые потребности развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, и малых островных развивающихся государств.

Задача 4: В комплексе решать проблемы задолженности развивающихся стран.

Задача 5: В сотрудничестве с частным сектором принимать меры к тому, чтобы все могли пользоваться благами новых технологий, особенно информационно-коммуникационных технологий.

Задача 6: Развивать иконографику для Целей развития тысячелетия.

Оценка достижения Целей развития тысячелетия была дана в Докладе ООН (http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdgreport2015.pdf). Отметим достигнутые показатели:

Цель 1: Ликвидация крайней нищеты и голода.

Задача 1: За период 1990–2015 годов сократить вдвое долю населения, имеющего доход менее 1,25 долл. США в день.

Поставленная задача выполнена на пять лет раньше установленного срока.

Доля людей с доходом менее 1,25 долл. США в день в 2010 году снизилась почти вдвое по сравнению с показателем 1990 года. В 2010 году в условиях крайней нищеты жило примерно на 700 миллионов человек меньше, чем в 1990 году. Однако на глобальном уровне 1,2 млрд. человек по-прежнему живут в крайней нищете.

Задача 2: Обеспечить полную и производительную занятость и достойную работу для всех, в том числе женщин и молодежи.

С 2001 года число работающих, живущих со своими семьями менее чем на 1,25 долл. США в день, уменьшилось на 294 млн. человек, в результате чего общее число таких людей составляет 384 млн. человек.

Гендерный разрыв в уровне занятости сохраняется. В 2012 году разница между показателями занятости и общей численности населения для мужчин и женщин составила 24,8 процентного пункта.

Задача 3: Сократить вдвое за период 1990–2015 годов долю населения, страдающего от голода.

Задача по сокращению масштабов голода должна была быть почти выполнена к 2015 году.

Во всем мире около 842 млн. чел. регулярно испытывают недостаток питания.

Более 99 миллионов детей в возрасте до пяти лет по-прежнему недоедают и имеют пониженный вес.

Цель 2: обеспечение всеобщего начального образования – 1 задача

Задача 1: Обеспечить, чтобы к 2015 году у детей во всем мире, как у мальчиков, так и у девочек, была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование.

Развивающиеся регионы добились впечатляющих успехов в расширении доступа к начальному школьному образованию: скорректированный чистый показатель охвата вырос с 83 процентов в 1999 году до 90 процентов в 2010 году.

В 2012 году во всем мире число детей школьного возраста, не посещающих школу, составляло 58 миллионов.

Несмотря на впечатляющие достижения в развивающихся регионах, прогресс в плане охвата начальным образованием существенно замедлился.

Гендерный разрыв в численности учащихся сокращается. По всему миру в 2012 году 781 миллион взрослых и 126 миллионов молодых людей не владели базовыми навыками чтения и письма, причем на долю женщин приходилось более 60 процентов от числа неграмотных взрослых и молодежи.

Цель 3: поощрение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин – 1 задача.

Задача 1: Ликвидировать, желательно к 2005 году, гендерное неравенство в сфере начального и среднего образования, а не позднее чем к 2015 году — на всех уровнях образования.

Во всем мире гендерное равенство в сфере образования считается достигнутым на уровне начального образования, однако лишь немногим странам удалось достичь гендерного равенства на всех уровнях образования.

В январе 2014 года в 46 странах доля женщин, являющихся членами по крайней мере одной палаты национальных парламентов, составляла более 30 процентов.

Положение женщин на рынке труда улучшается, однако гендерное неравенство все еще существует. Помимо более низкой, по сравнению с мужчинами, вероятности получить работу по найму, женщины гораздо чаще, чем мужчины, трудоустраиваются на условиях частичной занятости.

Насилие в отношении женщин подрывает усилия по достижению всех задач.

Бедность является основным фактором, препятствующим получению среднего образования, особенно среди девочек старшего возраста. Женщины чаще, чем мужчины, трудоустраиваются на невыгодных условиях.

Цель 4: Сокращение детской смертности – 1 задача.

Задача 1: Сократить на две трети за период 1990–2015 годов смертность среди детей в возрасте до пяти лет.

Коэффициент смертности среди детей в возрасте до пяти лет по миру в целом в 2012 году составил почти половину от соответствующего показателя 1990 года. Число смертей среди детей в возрасте до пяти лет уменьшилось, по оценкам, с около 12,7 миллиона до 6,3 миллиона: в 2013 году ежедневно умирало на 17 000 детей меньше, чем в 1990 году.

После 2000 года вакцинация против кори позволила избежать более 14 миллионов смертей.

По миру в целом, четыре из пяти случаев смертности среди детей в возрасте до пяти лет по-прежнему приходятся на Африку к югу от Сахары и Южную Азию.

Растет доля детей, умирающих при рождении или вскоре после рождения.

Вероятность того, что дети, родившиеся в самых бедных семьях, не доживут до пяти лет, почти в два раза выше такой вероятности для детей из наиболее состоятельных семей.

Риск смерти в возрасте до пяти лет возрастает также, если дети рождаются в сельских районах и если их матери лишены возможности получить базовое образование.

Цель 5: Улучшение охраны материнства – 2 задачи.

Задача 1: За период 1990–2015 годов cнизить показатели материнской смертности на три четверти.

С 1990 года материнская смертность снизилась почти наполовину.

В Восточной Азии, Северной Африке и Южной Азии материнская смертность снизилась примерно на две трети.

За период 1990–2012 годов в развивающихся регионах доля родов с участием квалифицированного медицинского персонала возросла с 56 до 68 процентов.

Задача 2: Обеспечить к 2015 году всеобщий доступ к услугам по охране репродуктивного здоровья.

В развивающихся регионах доля охваченных дородовым уходом в период с 1990 по 2012 год возросла с 65 до 83 процентов. В развивающихся регионах лишь половине женщин оказывается помощь в рекомендованном объеме. Рождаемость среди подростков в большинстве развивающихся стран снизилась, однако прогресс в этом отношении замедлился. Использование средств контрацепции в большинстве регионов возросло, однако все еще существуют неудовлетворенные потребности в области планирования семьи.

Цель 6: Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями – 3 задачи.

Задача 1: Остановить к 2015 году распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости.

В большинстве регионов заболеваемость ВИЧ неуклонно сокращается. Коэффициент заболеваемости ВИЧ (среди людей в возрасте от 15 до 49 лет) снизился на 44 процента в период с 2001 по 2012 год. Число новых случаев инфицирования оценивается в 2,3 млн человек всех возрастов, а число умерших по связанным со СПИДом причинам, по оценкам, составило 1,6 млн человек. По мере расширения охвата лечения ВИЧ, все меньше людей умирает от СПИДа и увеличивается численность людей, живущих с ВИЧ. Уровень информированности о ВИЧ среди молодежи значительно ниже установленной глобальной цели.

Задача 2: К 2010 году обеспечить всеобщий доступ к лечению ВИЧ/СПИДа для тех, кто в этом нуждается.

В 2012 году в развивающихся регионах антиретровирусные лекарственные средства получили 9,5 млн человек. К декабрю 2012 года в мире свыше 900 тыс. беременных женщин, живущих с ВИЧ, получали антиретровирусные препараты с целью профилактики или лечения.

Задача 3: Остановить к 2015 году распространение малярии и других основных болезней и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости. В период с 2000 по 2012 год смертность от малярии снизилась во всем мире на 42 процента. Начиная с 2000 года было предотвращено 3,3 млн случаев смерти от малярии, и были спасены жизни 3 млн детей. Благодаря дополнительным инвестициям большее число детей в Африке к югу от Сахары спят под обработанными инсектицидами противомоскитными сетками. За период с 1995 года по 2012 год благодаря лечению туберкулеза было спасено 22 миллиона жизней.

Цель 7: Обеспечение экологической устойчивости – 4 задачи.

Задача 1: Включить принципы устойчивого развития в стратегии и программы стран и обратить вспять процесс утраты природных ресурсов. Для беднейших слоев населения лес выполняет функцию социальной защиты, однако лесные площади исчезают тревожно быстрыми темпами. Начиная с 1990 года общемировой объем выбросов двуокиси углерода (СО2) возрос более чем на 50 процентов. Продолжающееся осуществление Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, служит бесспорным примером успеха: за период с 1986 года потребление озоноразрушающих веществ, сократилось на 98 процентов. В период 2000–2010 годов в результате лесопосадок и естественного расширения лесов ежегодная чистая утрата лесных площадей сократилась в среднем с 8,3 млн. гектаров в 1990-х годах до 5,2 млн гектаров.

Задача 2: Снизить масштабы сокращения биологического разнообразия путем значительного уменьшения темпов его утраты к 2010 году.

В настоящее время природоохранные зоны охватывают лишь 14,6 процента площади земной суши и 9,7 процента прибрежных морских площадей.

Задача 3: Сократить вдвое к 2015 году долю населения, не имеющего постоянного доступа к безопасной питьевой воде и основным санитарно-техническим средствам.

Задача в отношении питьевой воды была выполнена на пять лет раньше установленного срока.

В период с 1990 по 2012 год 2,3 млрд людей получили доступ к улучшенным источникам питьевой воды.

Начиная с 1990 года более четверти всего населения мира получили доступ к улучшенным санитарно-техническим средствам, тем не менее, 1 млрд людей по-прежнему практикуют открытую дефекацию.

В 2012 году 748 млн людей не имели доступа к улучшенным источникам питьевой воды.

Подавляющее большинство — 82 процента — людей, практикующих открытую дефекацию, в настоящее время проживает в многонаселенных странах со средним уровнем доходов, таких как Индия и Нигерия.

Несмотря на достигнутый прогресс 2,5 млрд людей в развивающихся странах не имеют доступа к улучшенным санитарно-техническим средствам.

Задача 4: К 2020 году обеспечить существенное улучшение жизни как минимум 100 миллионов жителей трущоб. Поставленная задача выполнена раньше установленного срока в 2020 году. Более 200 миллионов жителей трущоб получили доступ к улучшенным источникам воды или санитарно-техническим средствам, а также к более просторному жилью, что превышает поставленный целевой показатель. Численность городских жителей в развивающихся странах, которые жили в трущобах, в 2012 году составляла 863 млн человек, тогда как в 1990 году она составляла 650 млн человек, а в 2000 году — 760 млн человек.

Цель 8: Формирование глобального партнерства в Целях развития – 6 задач.

Задача 1: Продолжить создание открытой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной торговой и финансовой системы.

Объем официальной помощи в целях развития в 2013 году составил 134,8 млрд долларов США, достигнув наивысшего когда-либо зарегистрированного уровня. Объемы помощи, предоставляемой беднейшим странам, сокращаются.

Рисунок 3.2. Цель 8. Иконографика. Формирование глобального партнёрства.

Задача 2: Удовлетворять особые потребности наименее развитых стран.

Объем двухсторонней ОПР странам Африки (где находится 34 из 48 наименее развитых стран) в 2013 году сократился на 5,6 процента.

Развитые страны предоставляют беспошлинный доступ на свои рынки для 80% товаров, экспортируемых из наименее развитых стран.

Задача 3: Удовлетворять особые потребности развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, и малых островных развивающихся государств.

Помощь странам, не имеющим выхода к морю, сократилась в 2010 году впервые за последние 10 лет, в то время как объем помощи малым островным равивающимся государствам значительно вырос.

Задача 4: В комплексе решать проблемы задолженности развивающихся стран.

В настоящее время долговое бремя развивающихся стран значительно ниже, чем в 2000 году, но далее не сокращается.

Задача 5: В сотрудничестве с частным сектором принимать меры к тому, чтобы все могли пользоваться благами новых технологий, особенно информационно-коммуникационных технологий.

Почти 3 миллиарда человек, или 40 процентов населения Земли, будут пользоваться Интернетом к концу 2014 года.

Две трети пользователей Интернета в мире проживают в развивающихся регионах, где всего лишь за пять лет с 2009 по 2014 год количество пользователей Интернета удвоилось.

В Африке почти 20 процентов от общей численности населения подключены к глобальной сети по сравнению с 10 процентами в 2010 году.

В целом по миру более 4 млрд человек все еще не пользуются Интернетом, причем 90 процентов из них проживают в развивающихся странах.

Задача 6: Развивать иконографику для Целей развития тысячелетия.

Пример иконографики приведен для Цели 8.

Много примеров иконографики размещены в Интернете.

Цели устойчивого развития до 2030 года

В 2015 году принята новая повестка дня, которая включает в себя 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР), 167 задач и 230 показателей и станет всеобъемлющей программой, которая будет направлять глобальные и национальные действия в области развития в последующие 15 лет (https://unstats.un.org/unsd/statcom/47th-session/documents/2016-2-IAEG-SDGs-Rev1-R.pdf):

Цель 1. Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах.

Цель 2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания, и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства

Цель 3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.

Цель 4. Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.

Цель 5. Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек.

Цель 6. Обеспечение наличия и рациональное использование водных ресурсов и санитарии для всех.

Цель 7. Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех.

Цель 8. Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.

Цель 9. Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций.

Цель 10. Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними.

Цель 11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов.

Цель 12. Обеспечение рациональных моделей потребления и производства.

Цель 13. Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями.

Цель 14. Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития.

Цель 15. Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия.

Цель 16. Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях.

Цель 17. Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития.

Выполнение 17 целей и 169 задач требуют достижения показателей, многие из которых совпадают с показателями устойчивого развития.

Предполагается, что выполнение этих задач будет основываться на следующих принципах:

  • Они будут добровольными и ориентированными на страны, будут учитывать различные национальные реалии, возможности и уровни развития, и будут уважать пространство для политики и приоритеты.
  • Они будут отслеживать прогресс в осуществлении универсальных целей и задач, включая средства осуществления, во всех странах, их универсальный, комплексный и взаимосвязанный характер и три измерения устойчивого развития.
  • Они будут поддерживать долгосрочную ориентацию, определять достижения, проблемы, пробелы и критические факторы успеха и оказывать поддержку странам в выборе политики.
  • Они будут открытыми, всеобъемлющими, совместными и прозрачными для всех людей и будут поддерживать отчетность для всех соответствующих заинтересованных сторон.
  • Они будут ориентированы на людей, учитывать гендерные аспекты, уважать права человека и уделять особое внимание беднейшим, наиболее уязвимым и самым отдаленным слоям населения.
  • Они будут основываться на существующих платформах и процессах, избегать дублирования и реагировать на национальные обстоятельства, возможности, потребности и приоритеты. Они будут развиваться во времени, принимая во внимание возникающие проблемы и разработку новых методологий, должны свести к минимуму национальные администрации.
  • Они будут носить строгий характер и основываться на оценках и данных, которые являются высококачественными, доступными, своевременными, надежными и дезагрегированными по доходу, полу, возрасту, расе, этнической принадлежности, статусу миграции, инвалидности и географическому положению и другим характеристикам, имеющим отношение к национальным условиям.
  • Они потребуют усилий для наращивания потенциала для развития стран, включая укрепление национальных систем данных и оценки, программ, особенно в африканских странах, наименее развитых странах, островных развивающихся государствах, развивающихся странах, не имеющих выхода к морю, и странах со средними доходами.
  • Они получат преимущества от активной поддержки системы Организации Объединенных Наций и других международных организаций.

Эти цели должны быть достигнуты на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Большинство Целей взаимосвязаны, и решение задач одной цели будет способствовать достижению других целей. Так, для решения ЦУР 1 (снижение нищеты), необходимо решить задачу ликвидации голода и связанной с ней продовольственной безопасности (ЦУР 2), разработать макроэкономическую политику для достижения полной и производительной занятости и достойной работы для всех (ЦУР 8), устранить гендерное неравенство (Цель 5) и неравенство внутри стран и между странами (ЦУР 10), обеспечить рациональные модели потребления и производства (ЦУР 12). Достижение этих Целей также способствует обеспечению здорового образа жизни и благополучию для всех в любом возрасте — ЦУР 3. Решение этой задачи может привести также к негативным последствиям: расширение сельскохозяйственных площадей для ликвидации голода (ЦУР 2) может привести к изменению экосистем (ЦУР 15), загрязнению водных ресурсов (ЦУР 6), что, в свою очередь, угрожает продовольственной безопасности. Таким образом, достижение Целей устойчивого развития носит циклический характер.

В целях облегчения внедрения системы глобальных показателей все показатели были разделены по степени методологической проработки и наличию данных на глобальном уровне на следующие три уровня:

  1. a) уровень I: концептуально четко оформленный показатель; имеются установленная методология и стандарты, а данные представляются странами на регулярной основе;
  2. b) уровень II: концептуально четко оформленный показатель; имеются установленная методология и стандарты, однако данные представляются странами не регулярно;

с) уровень III: отсутствует установленная методология или стандарты применительно к показателю или методология/стандарты, относящиеся к показателю, находятся в процессе разработки или проверки.

Как отмечается в Докладе Межучрежденческой и экспертной группы по показателям достижения целей в области устойчивого развития «разноуровневая система необходима исключительно для упрощения разработки глобальных стратегий осуществления. Применительно к показателям уровней I и II наличие данных на национальном уровне может не соответствовать глобальной разноуровневой классификации, и для целей осуществления страны могут создавать свои собственные разноуровневые классификации. Поскольку методология расчета показателей, относящихся к уровню III, все еще находится на стадии разработки, национальные статистические учреждения не будут обязаны предоставлять данные по этим показателям до выработки соответствующей методологии и механизма сбора данных» (E/CN.3/2017/2). Этот документ содержит в Приложении  3 показатели устойчивого развития для всех целей и в Приложении 4 - возможные варианты изменения этих показателей.

Как отмечалось в Главе 1, Международной организацией по стандартизации разрабатывается группа стандартов, посвященных устойчивому развитию городов и сообществ. Принятый в 2016 году стандарт ISO 37101 направлен на разработку систем менеджмента городов и сообществ. Показатели устойчивого развития городов и сообществ определены в стандарте ISO 37120:2014 «Устойчивое развитие сообществ. Индикаторы для городских услуг и качества жизни». Эти показатели включают следующие группы:

  • экономика;
  • образование;
  • энергетика;
  • окружающая среда;
  • финансы;
  • ликвидация пожаров и чрезвычайных ситуаций;
  • управление (руководство);
  • здравоохранение;
  • отдых;
  • безопасность;
  • жилье;
  • и другие показатели городской деятельности.

Каждая группа включает основные и вспомогательные показатели. Во многом эти показатели совпадают с показателями Целей устойчивого развития.

 

Список источников

  1. Agenda 21. United Nations Conference on Environment & Development. Rio de Janerio, Brazil, 3 to 14 June 1992. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/Agenda21.pdf (дата обращения04 2017).
  2. ГОСТ Р 56548 – 2015/ISO/DIS/37101 Устойчивое развитие административно-территориальных образований. Системы менеджмента качества. Общие принципы и требования.
  3. Report of the Inter-Agency and Expert Group on Sustainable Development Goal Indicators. URL: https://unstats.un.org/unsd/statcom/47th-session/documents/2016-2-IAEG-SDGs-Rev1-E.pdf (дата обращения 22.04 2017).
  4. Доклад о человеческом развитии 2016. Человеческое развитие для всех и каждого. ПРООН. 2016. 288 с.
  5. United Nations Millennium Declaration. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N00/559/51/PDF/N0055951.pdf?OpenElement (дата обращения04 2017).
  6. Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2015 г. URL: http://www.un.org/ru/millenniumgoals/PR_2015.pdf (дата обращения 20.03.2017).
  7. Цели устойчивого развития 2030. (https://unstats.un.org/unsd/statcom/47th-session/documents/2016-2-IAEG-SDGs-Rev1-R.pdf) (дата обращения 20.03.2017).
  8. An Action Plan for nature, people and the economy. The EU Habitats and Birds Directives. European Union. 2017. 40 Р.
  9. Closing the loop - An EU action plan for the Circular Economy. European Circular Economy Stakeholder Platform. URL: http://circulareconomy.europa.eu/platform/ (дата обращения 20.03.2017).
  10. Indicators of Sustainable Development: framework and methodologies. Department of Economic and Social Affairs. Commission on Sustainable Development. Ninth Session. 16 - 27 April 2001, New York. URL: http://www.un.org/esa/sustdev/csd/csd9_indi_bp3.pdf (дата обращения03.2017).
  11. Indicators of Sustainable Development: Guidelines and Methodologies October 2007 Third Edition United Nations New York, 2007
  12. ISO 37101- 2016. Sustainable development in communities – Management system for sustainable development – Requirements with guidance for use, sets out requirements and guidelines to help.
  13. Sustainable Development Indicators. An Overview of relevant Framework Programme funded research and identification of further needs in view of EU and international activities. 7th framework Programme. European Commission. 2009

Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. United Nations A/RES/70/1