Источник фото https://freephotos.cc

 Основные вопросы

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА ЕВРОСОЮ-ЗА
ПРАВИЛА, ДИРЕКТИВЫ И РЕШЕНИЯ
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ (ОСНОВНОЕ) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.
КАЧЕСТВО ВОЗДУХА

 

Возникновение экологического законодательства

С начала 1970-х годов Европа уже твердо привержена окружающей среде: защита качества воздуха и воды, сохранение ресурсов и охрана биоразнообразия, обращение с отходами и контроль деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду - это лишь некоторые из областей, в которых ЕС занимает активную позицию, как на уровне государств-членов, так и на международном уровне.

Европейская экологическая политика, основанная на статье 174 Договора об учреждении Европейского сообщества, направлена на обеспечение устойчивого развития европейской модели общества на основе корректирующих мер, касающихся конкретных экологических проблем, или сквозных мер, интегрированных в другие области политики,

Прежде чем рассматривать экологическое законодательство, следует определить его истоки. Будем рассматривать три аспекта возникновения экологического законодательства – научные, экономические и социальные.

Научные аспекты.

Возможно, первым экологическим законом был закон Т. Мальтуса, который связал рост народонаселения и рост продуктивности (http://cgge.aag.org/).

У этого закона всегда было много оппонентов и защитников. Развитие человечества позволило сдвинуть временную точку кризиса, но в настоящее время все больше и больше ученых и политиков говорят о кризисе продовольствия. Этот кризис не присутствует в развитых странах, но присутствует в развивающихся странах.

Этот закон впервые определил ограниченность ресурсов нашей планеты.

Вторым примером влияния научных знаний на законодательство в области окружающей среды являются экологические нормативы. Эти экологические нормативы связаны с экологической емкостью системы, т.е. с ее способностью к самовосстановлению.

АССИМИЛЯЦИОННАЯ ЁМКОСТЬ ЭКОСИСТЕМЫ - показатель максимальной динамической вместимости количества загрязняющего вещества, которое может быть накоплено, разрушено, трансформировано и выведено за пределы экосистемы за единицу времени без нарушения ее нормальной деятельности.

Величина ассимиляционной ёмкости экосистемы зависит от множества природных и антропогенных факторов, физических и химических свойств загрязняющего вещества; однако, решающую роль при этом играют биологические процессы. Например, при практической оценке ассимиляционной ёмкости океана можно выделить три основных процесса: гидродинамику, микробиологическое окисление органических загрязняющих веществ, биоседиментацию.

Использование новых научных методов исследования, особенно в медицине и биологии, может привести к новым знаниям механизмов действия различных веществ на объекты окружающей среды и изменить эти экологические нормативы.

Третий пример – REACH - Registration, Evaluation, Authorization and restriction of Chemicals (Регистрация, оценка, разрешение на применение и ограничение использования химических веществ). Применение REACH определено Правилами и Директивами Европарламента и Совета (http://ec.europa.eu/environment/chemicals/reach/reach_en.htm).

REACH использует различные научные подходы:

  • оценку опасности химических веществ;
  • тестирование;
  • оценку воздействия; и
  • оценку риска.

Политические аспекты

Эволюция норм экологического права прослеживается в следующих международных документах:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 год), принятая Генеральной Ассамблеей ООН (http://www.un.org/);
  • Документы конференций по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975; Париж, 1990, Стамбул 1999) (https://www.osce.org/);
  • Всемирная хартия природы, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 г. (http://www.un.org);
  • Доклад Брундтланд «Наше общее будущее», опубликованный Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию в 1987 г. (http://www.un-documents.net/our-common-future.pdf);
  • Документы конференций ООН по проблемам окружающей среды и развитию (Стокгольм, 1972; Рио-де Жанейро, 1992 г. ; Йоханессбург, 2002 г.; Рио-де Жанейро 2012 г. http://sustainabledevelopment.un.org.en/);
  • Документы пан-Европейских конференций министров в рамках процесса «Окружающая среда для Европы» (http://www.unece.org/).

Это только некоторые из официальных документов по окружающей среде и развитию. Кроме того, именно неправительственные организации обозначили проблемы, связанные с окружающей средой.

Наиболее известной организацией является Римский клуб, основанный в 1968 году. Эта организация ставила своей целью обратить внимание на возникающие глобальные проблемы. Модели, развитые в докладах Римского клуба, были рассмотрены в Главе 1.

Экономические аспекты.

Экономический механизм охраны окружающей среды является системой мер, направленных на увеличение ответственности предприятий за выполнение экологических требований, создание и распределение средств решения экологических проблем.

В настоящее время экономический механизм включает следующие подходы:

  • обязательная плата за загрязнение;
  • плата за природные ресурсы;
  • создание Государственных экологических фондов;
  • экологическое страхование;
  • стимулирование охраны окружающей среды.

В Правилах REACH определена стоимость регистрации одного химического вещества, которая может меняться от € 1304 до € 25247. Кроме этого, существует цена присоединения к совместной подаче данных (Letter of Access (http://www.reachinfo.ru/).

Основные виды документов Европейского Союза

Законодательство Европейского Союза включает четыре основных вида документов:

  • Соглашение о функционировании Союза является его конституционной основой. Все остальные нормативные документы должны соответствовать этому соглашению.
  • Декларации - политические документы, которые определяют направления развития, но их положения не носят обязательного характера.
  • Программы, такие как Экологические программы действий (Environmental Action Program (EAP)), также являются политическими документами и не носят обязательного характера. Они, однако, оказывают значительное влияние на развитие законодательства, так как определяют принципы и направления развития, в рамках этих программ разрабатываются нормативные акты.
  • Правила, Директивы и Решения.
  • Правила. Наиболее значительная (веская) форма законодательства ЕС. Они имеют непосредственное, прямое и равное действие на все государства ЕС.
  • Директивы. Наиболее важный нормативный инструмент ЕС. Директивы основаны на принципе аппроксимации законов. Они обязательны для государств-членов в отношении достижения целей и сроков внедрения, но они вначале должны быть введены в национальное законодательство. Европейское экологическое законодательство в основном имеет форму директив.
  • Решения. Они также обязательны, но только для определенных групп (фирм, секторов и т.д.). Они не требуют мер по введению в национальное законодательство.

Кроме этих типов законодательно обязательных актов Комиссия Евросоюза разработала ряд других документов, чтобы облегчить законодательную работу и управлять ею:

  • зеленые и белые документы;
  • руководства;
  • стратегии и стратегические документы;
  • сообщения;
  • заключения;
  • рекомендации и мнения;
  • резолюции.

Концептуальные основы экологического права
Евросоюза

В ЕС на протяжении десятилетий разработаны одни из самых высоких в мире экологических стандартов. Экологическая политика помогает экономике ЕС стать более экологически чистой, защищает природные ресурсы Европы и здоровье и благополучие людей, живущих в ЕС. Однако перед качеством окружающей среды стоят несколько серьезных проблем, в том числе проблемы изменения климата, неустойчивого потребления и производства, а также различные формы загрязнения.

Экологическая политика и законодательство ЕС защищают естественные среды обитания, поддерживают чистоту воздуха и воды, обеспечивают надлежащее удаление отходов, улучшают знания о токсичных химических веществах и помогают предприятиям двигаться к устойчивой экономике.

Таблица 4.1 – Договоры Европейского Союза

В отношении изменения климата ЕС формулирует и реализует климатическую политику и стратегии, играя ведущую роль в международных переговорах по климату. Евросоюз привержен обеспечению успешного осуществления Парижского соглашения и реализации Системы торговли выбросами ЕС (EU ETS). В этой связи страны ЕС договорились о достижении различных целей в предстоящие годы. ЕС стремится обеспечить учет климатических проблем в других областях политики (например, в транспорте и энергетике), а также способствует применению низкоуглеродных технологий и адаптационных мер.

Политика ЕС в области окружающей среды основана на статьях 11 и 191-193 Договора о функционировании Европейского союза. В соответствии со статьей 191 борьба с изменением климата является явной целью экологической политики ЕС. Устойчивое развитие является всеобъемлющей целью для ЕС, который привержен «высокому уровню защиты и улучшения качества окружающей среды» (статья 3 Договора о Европейском Союзе).

Вначале рассмотрим, как изменялись договорные условия между европейскими странами, которые в конечном итоге привели к созданию Европейского Союза. В Таблице 4.1 приведены основные договора, годы подписания, введения в действие и окончания действия.

Первым шагом к созданию Евросоюза можно считать заключение в 1948 году пятью западноевропейскими государствами – Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией Брюссельского пакта. Первые три статьи Пакта были посвящены соответственно экономическому, социальному и культурному сотрудничеству, но основной сущностью этого документа было создание «коллективной самообороны» против возможного агрессора. Согласно Пакту страны-участницы обязались оказывать военную поддержку атакованной стороне в случае вооруженного нападения или агрессии.

В 1951 году был подписан Парижский договор между Францией, Западной Германией, Италией и странами Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург) о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Объединение стало впоследствии частью Европейского союза. Срок действия договора истёк в 2002 году, спустя пятьдесят лет после его вступления в силу. Этот договор объединил некоторых из бывших врагов в годы Второй мировой войны, создав совместное производство угля и стали.

Парижские соглашения были подписаны в 1954 г. и вступили в силу в 1955 г. Основными документами Парижских соглашений являются:

  • протокол и соглашения об отмене оккупационного режима в ФРГ;
  • протоколы о создании в рамках НАТО Великобританией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и ФРГ военно-политического Западноевропейского союза на основе изменённого и дополненного Брюссельского пакта 1948 года;
  • резолюция государств — членов НАТО о присоединении ФРГ к Североатлантическому пакту.

Римский договор (1957 г.) заложил основу Европейского экономического сообщества. Второй Римский договор заложил основу функционирования Европейского сообщества по атомной энергии.

Римский договор состоит из 6 частей (314 статей). В первой части установлены принципы функционирования Европейского сообщества; вторая часть регулирует вопросы гражданства; третья часть определяет основные направления политики сообщества (например, Европейский парламент, Совет министров Европейского союза, Европейская комиссия, Европейская счётная палата, Европейский социально-экономический комитет, Комитет регионов, Европейский инвестиционный банк); четвертая часть регулирует вопросы ассоциации с другими странами и территориями; пятая часть определяет институты сообщества; шестая часть включает общие и заключительные положения.

25 марта 2017 года была подписана Римская декларация о единстве и солидарности, в которой руководители 27 государств-членов и институтов ЕС дают оценку достижениям союза за прошедшие 60 лет, а также заявляют об обязательстве работать на благо безопасной и защищенной Европы, процветающей и надежной Европы, социальной Европы и более сильной Европы на мировой арене (http://www.consilium.europa.eu/).

Единый европейский акт (ЕЕА) был первым серьёзным пересмотром Римского договора 1957 года. Акт нацеливал Европейское сообщество на создание общего рынка к 31 декабря 1992 года и формулировал принципы Европейского политического сотрудничества, предшественника Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза. Акт был подписан в Люксембурге 17 февраля 1986 года, и в Гааге 28 февраля 1986 года. Вступил в силу 1 июля 1987 года.

Маастрихтский договор («Договор о Европейском союзе») — договор, подписанный 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому союзу. Договор вступил в силу 1 ноября 1993.

Согласно статье «А» договора, сторонами учреждался Европейский союз. Союз создавался на базе Европейского экономического сообщества, которое по условиям договора переименовывалось в Европейское сообщество, дополненного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с вновь заключаемым договором.

Последствием договора было введение евро как европейской валюты и установление трёх опор союза — экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел.

Амстердамский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе, договор об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с этим акты, широко известен как Амстердамский договор. Был подписан 2 октября 1997 года и вступил в силу 1 мая 1999 года. Внёс существенные изменения в договор о Европейском союзе, который был подписан в Маастрихте в 1992 году. Чётко прописаны условия вступления в ЕС, включены Шенгенские соглашения, изменена нумерация статей и параграфов учредительных договоров.

Ниццкий договор был подписан европейскими лидерами 26 февраля 2001 года и вступил в силу 1 февраля 2003 года. Он внес изменения в Маастрихтский договор (или Договор о Европейском союзе), а также в Римский договор (или Договор о создании Европейского сообщества). Ниццкий договор реформировал институциональную структуру Европейского союза для расширения на восток, т.е. способствовал задаче, которая была изначально поставлена Амстердамским договором, но не была решена на текущий момент.

Лиссабонский договор (официальное название  «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества», англ. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community) — международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 года в Жеронимуше в Лиссабоне.

Лиссабонский договор призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.

В основе экологического права лежит договор о создании Европейского Союза (ЕС), подписанный в г. Маастрихт в 1992 г. (http://eulaw.ru/treaties/teu). В статье 3 этого договора говорится о том, что ЕС «старается обеспечить устойчивое развитие Европы на основе сбалансированного экономического роста и стабильности цен, наличие в высокой степени конкурентоспособной социальной рыночной экономики, стремящейся к полной занятости и социальному прогрессу, а также высокий уровень охраны и улучшения качества окружающей среды». Эта формулировка повторяется и в статье 3 Консолидированной версии Договора о создании Европейского Союза (http://eur-lex.europa.eu/).

В соответствии со статьей 4 Консолидированной версии Договора к общим компетенциям ЕС и входящих в него стран относятся сельское хозяйство и рыбоводство (за исключением сохранения морских биологических ресурсов) и окружающая среда. Статья 6 этого договора определяет, что к компетенции ЕС относится поддержка, координация или дополнительные акции государств-участников в области сохранения и улучшения здоровья человека на Европейском уровне. Статья 11 определяет, что требования по сохранению окружающей среды должны быть интегрированы в определение и осуществление политики и активности ЕС, особенно в целях содействия устойчивому развитию.

Раздел ХХ этого соглашения посвящен окружающей среде. Статья 191 определяет, что политика ЕС в области окружающей среды будет способствовать выполнению следующих задач (http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=OJ:C:2012:326:TOC):

  • сохранение, защита и улучшение качества окружающей среды;
  • охрана здоровья человека;
  • разумное и рациональное использование природных ресурсов;
  • содействие принятию мер на международном уровне для решения региональных или глобальных экологических проблем и, в частности, борьба с изменением климата.

Во втором параграфе статьи 191 определено, что политика Союза в области окружающей среды должна быть направлена на высокий уровень защиты, принимая во внимание разнообразие ситуаций в различных регионах Союза. Она должна быть основана на принципе предосторожности, на превентивных мерах, на устранении экологического ущерба в источнике его возникновения, и платности загрязнения.

Отвечающие требованиям охраны окружающей среды меры по гармонизации должны включать, когда это уместно, оговорку, которая позволяет государствам-членам принимать временные меры по неэкономическим экологическим причинам, которые подлежат процедуре инспекции Союза.

При разработке экологической политики должны быть приняты во внимание:

  • доступные научные и технические данные;
  • состояние окружающей среды в различных регионах ЕС;
  • потенциальные преимущества и стоимость действий или их отсутствия;
  • экономическое и социальное развитие ЕС в целом и сбалансированное развитие его регионов.

В то же время в рамках своих сфер компетенции ЕС и входящие в него государства должны взаимодействовать с третьими странами и компетентными международными организациями.

Статья 192 устанавливает, что общие программы действий, определяющие приоритетные цели, должны быть приняты Европейским парламентом и Советом, действующим в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом по регионам.

Статья 193 не запрещает государствам-членам вводить более строгие меры по охране окружающей среды. В то же время эти меры не должны противоречить Договору и должны быть доведены до Еврокомиссии.

Программы действий ЕС в области окружающей среды

Практическая деятельность Евросоюза в области окружающей среды основывается на среднесрочных программах действий. Начиная с 1973 года, Программы действий ЕС в области окружающей среды определяют политику Евросоюза по окружающей среде. До середины 2012 года было выполнено шесть таких программ.

Первая Программа действий по окружающей среде была принята в 1973 году, Вторая программа – в 1977 году. В ходе выполнения этих программ были заложены основные принципы Европейской экологической политики и сформулированы основные принципы экологического законодательства:

Профилактика:

  • лучшая политика в области окружающей среды состоит в предотвращении возникновения загрязнения, а не в попытках устранения последствий этого загрязнения;
  • экологическая политика должна идти рука об руку с экономическим и социальным развитием, а также с техническим прогрессом.

Предварительное рассмотрение возможных экологических последствий:

  • влияние на окружающую среду всех процессов технического планирования и принятия решений должно быть принято во внимание на возможно более ранней стадии. Окружающая среда не может рассматриваться в качестве агрессивной среды, а должна рассматриваться как существенный фактор в организации и продвижении человеческого развития;
  • оценка влияния на качество жизни и на окружающую природную среду любых принятых или планируемых действий на национальном или муниципальном уровнях. Этот принцип позже превратился в Директиву по оценке воздействия на окружающую среду;
  • установление достаточного экологического баланса и гарантия сохранения биосферы;
  • гарантия рационального управления и предотвращение любого использования природных ресурсов, которое вызывает значительные нарушения экологического баланса;
  • осуществление развития в соответствии с требованиями качества, особенно в области условий работы и жизни;
  • гарантия большего внимания экологическим аспектам в городском планировании и использовании земельных ресурсов;
  • стремление к общим решениям экологических проблем с государствами, не входящими в ЕС, особенно с международными организациями.
  • Рассматривались три категории действий:
  • уменьшение и предотвращение загрязнений и связанных с ними неудобств;
  • улучшение окружающей среды и условий жизни;
  • акции и совместные действия государств-членов Евросоюза в международных организациях, связанных с окружающей средой.

Эти принципы затем были реализованы в различных директивах Евросоюза, относящихся к качеству воды и воздушной среды, менеджменту отходов, маркировке и упаковке опасных веществ и др.

Третья программа действий по окружающей среде выполнялась в 1982-1986 годах. Цель третьей программы – интеграция вопросов, связанных с окружающей средой, в другие политики. Основные направления деятельности:

  • Оценка воздействия на окружающую среду. Процедура предполагала уменьшение загрязнений и их последствий непосредственно в источнике возникновения для предотвращения передачи загрязнений из одной части окружающей среды в другую.
  • Борьба с загрязнениями атмосферы. Уменьшение концентрации NOx, тяжелых металлов и SO2 в частности путем применения Директивы Совета 80/779/EEC от 15 июля 1980 г. о предельных уровнях качества воздуха и ориентировочных значениях для диоксида серы и взвешенных частиц.
  • Борьба с загрязнениями поверхностных и морских вод. Внедрение Директивы Совета 76/464/EEC от 4 мая 1976 г. о загрязнениях, вызываемых некоторыми опасными веществами, сброшенными в водную среду Сообщества, и Директивы Совета 78/176/EEC от 20 февраля 1978 г. об отходах промышленности двуокиси титана.
  • Выполнение Программы действий европейского сообщества от 26 июня 1978 г. по контролю и уменьшению загрязнений, вызванных гидрокарбонатами, сброшенными в море.
  • Борьба с загрязнениями почвы. Охрана окружающей среды в средиземноморском регионе, обращая особое внимание на специфические аспекты данного региона.
  • Борьба с шумовыми загрязнениями. Уменьшение шумовых загрязнений, вызванных транспортом.
  • Борьба с трансграничными загрязнениями. Внедрение и применение Директивы Совета 79/831/EEC от 18 сентября 1979 г. по опасным химическим веществам и препаратам, вносящей изменения в Директиву 67/548/EEC по сближению законодательств, норм и административных процедур, касающихся классификации, упаковки и маркировки опасных веществ.
  • Менеджмент отходов. Обработка, переработка и повторное использование отходов, в частности, токсических и опасных отходов, включая трансграничную перевозку таких отходов, и пересмотр списка токсических или опасных материалов из Приложения к Директиве Совета 78/319/EEC от 20 марта 1978 г. по токсическим и опасным отходам.
  • Чистые технологии. Развитие чистых технологий посредством улучшения обмена информацией между государствами-членами.
  • Другое. Охрана важных для общества областей, особенно экологически чувствительных. Кооперация с развивающимися странами по экологическим вопросам. Специфические действия в некоторых промышленных и энергетических секторах.

Четвертая программа действий по окружающей среде выполнялась в 1987-1992 годах. В ходе выполнения этой программы значительно изменилась экологическая политика. Это связано с принятием Единого европейского акта (ЕЕА), который, как уже отмечалось, был первым серьёзным пересмотром Римского договора 1957 года. Единый европейский акт устанавливал, что:

  • действия Сообщества, касающиеся окружающей среды,
    должны быть основаны на принципах превентивных действий,
    устранении экологического ущерба в источнике, и что загрязнитель должен платить;
  • требования по защите окружающей среды должны быть
    включены во все другие виды политик Сообщества;
  • в рамках их соответствующих сфер компетенции, Сообщество и государства-члены сотрудничают с третьими странами и с соответствующими международными организациями.

Единый европейский акт:

  • напоминал, что Комиссия в своих предложениях по вопросам здравоохранения и окружающей среды берет за основу высокий уровень защиты, как это предусмотрено в соответствующих положениях Единого европейского акта;
  • признавал, что защита окружающей среды может помочь усилить экономический рост и облегчить создание рабочих мест;
  • приветствовал намерение Комиссии тесно сотрудничать с промышленностью, профсоюзами и заинтересованными неправительственными организациями в процессе разработки и осуществления Экологической политики и программ;
  • подчеркивал особое значение, которое он придает осуществлению Законодательства Сообщества; и
  • приглашал Комиссию систематически рассматривать заявки и практические последствия существующей политики Сообщества и представлять Совету и Европейскому парламенту регулярные доклады по этому вопросу, чтобы могла быть проведена оценка эффективности такой политики. В частности, были определены полезные руководящие принципы для будущих предложений;
  • заявлял, что, с учетом вышеизложенного и на основе прошлых достижений, важно, чтобы действия Сообщества сосредоточили внимание на приоритетных областях, соблюдая соответствующие полномочия Сообщества и его государств-членов.

Пятая программа действий Евросоюза в области окружающей среды, была принята в 1993 г. и получила название «В направлении устойчивости». Эта программа взяла на вооружение ЕС концепцию устойчивого развития, ставшую официальной стратегией ООН по выходу человечества из экологического кризиса после проведения в 1992 году Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (РИО–92). Программа действовала до 2000 г. Фактически это была первая программа, выполненная в рамках Евросоюза.

Целью Пятой программы был поиск путей решения или предотвращения экологических проблем в следующих областях:

  • изменение климата;
  • природа и биоразнообразие;
  • окисление и качество воздуха;
  • городская окружающая среда;
  • прибрежные зоны;
  • менеджмент отходов;
  • менеджмент водных ресурсов.

В программе было выделено 5 наиболее важных отраслей, в которых необходимо было предпринять действия, связанные с экологическими проблемами:

  • промышленность;
  • энергетика;
  • транспорт;
  • сельское хозяйство;
  • туризм.

Для выполнения программы предлагалось использовать 7 инструментов:

  • улучшение экологических данных;
  • научные исследования и технологическое развитие;
  • отраслевое и региональное планирование;
  • экономический подход. Установление приоритета цены;
  • информирование общества и обучение;
  • механизм финансовой поддержки;
  • профессиональное обучение и переподготовка.

Программа определила, что решения могут быть достигнуты только в рамках холистического подхода с использованием различных инструментов, комбинацией традиционных механизмов регулирования и инструментов рыночной экономики.

Шестая программа, «Наше будущее. Наш выбор», реализовывалась с 2002 по 2012 годы и включала четыре ключевых направления (http://www.euractiv.com/):

  • изменение климата - достижение цели ЕС по сокращению выбросов парниковых газов на 8% до 2012 года и более радикальных глобальных сокращений выбросов от 20 до 40% к 2020 году;
  • природа и биоразнообразие – предотвращение угроз для выживания многих видов и мест их обитания в Европе: завершение сети Natura 2000, новые отраслевые планы действий по сохранению биоразнообразия, защита ландшафтов, новые инициативы по защите морской среды, меры по предотвращению промышленных аварий и аварий на шахтах, стратегия по защите почв;
  • окружающая среда и здоровье - кардинальный пересмотр системы риск-менеджмента ЕС в отношении химических веществ, стратегия снижения рисков, связанных с пестицидами, охрана качества воды в Союзе, снижение шума и стратегия по качеству воздуха;
  • природные ресурсы и отходы – улучшенная переработка и предотвращение образования отходов на основе интегрированной производственной политики и мер, направленных на конкретные потоки отходов, например, шлам и биоразлагаемые отходы.

В рамках 6-ой программы было разработано 7 тематических стратегий:

Загрязнение воздуха. Стратегия была направлена на сокращение выбросов пяти основных загрязнителей (http://www.euractiv.com/):

  • твердые частицы;
  • аммиак (NH3);
  • оксиды азота (NOx);
  • диоксид серы (SO2);
  • летучие органические соединения (ЛОС),

Стратегия включала также сокращение выбросов приземного озона к 2020 году.

Морская окружающая среда. Стратегия направлена на достижение «хорошего экологического статуса» морей и океанов в Европе к 2021 году. Морские регионы включают (http://www.euractiv.com/climate-environment/eu-sea-protection-strategy-fails-impress/article-146434):

  • Балтийское море: Дания, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша и Германия;
  • Северную часть Атлантического океана: Бельгия, Дания, Франция, Германия, Нидерланды, Швеция, Великобритания, Ирландия, Португалия, Испания; Исландия и Норвегия;
  • Средиземное море: Испания, Франция, Италия, Словения, Греция, Кипр, Мальта и страны Юго-Восточного Средиземноморья.

Предотвращение образования и переработка отходов. Стратегия смещает акценты существующих стратегий управления отходами в ЕС от предотвращения загрязнения к новому подходу, который учитывает весь жизненный цикл продукции. Основные элементы новой стратегии (http://www.euractiv.com/):

  • учет полного жизненного цикла;
  • предотвращение образования отходов;
  • переработка отходов;
  • упрощение существующего законодательства;
  • более эффективное получение энергии при сжигании муниципальных отходов.

Устойчивое использование ресурсов. Стратегия предполагала создание центра обработки данных по использованию природных ресурсов, находящегося в ведении Комиссии в Брюсселе и координируемого статистическим бюро Eurostat. Целью стратегии является уменьшение воздействия на окружающую среду, связанного с использованием ресурсов, и это должно быть сделано в растущей экономике. Цель стратегии заключалась в обеспечении условия для того, чтобы потребление ресурсов и связанных с ним последствий не превышало несущую емкость и не нарушало связей между экономическим ростом и использованием ресурсов" (http://ec.europa.eu/environment/natres/index.htm).

Городская окружающая среда. Цель стратегии заключается "в содействии более эффективному осуществлению экологической политики и законодательства ЕС на местном уровне путем обмена опытом и передовой практикой между местными органами власти в Европе" (http://www.euractiv.com/climate-environment/low-level-ambition-eu-green-cities-strategy/article-151572).

Главной новизной стратегии является то, что она позволяет использовать единые фонды для поддержки инвестиций, которые улучшают качество городской среды.

Почва. Тематическая стратегия по защите почвы, которая состоит из Сообщения Комиссии другим европейским институтам предложений по рамочной директиве (Европейское право) и оценки воздействия (http://ec.europa.eu/environment/soil/three_en.htm).

Пестициды. Пестициды считаются необходимыми химикатами для защиты сельскохозяйственных культур от насекомых, грызунов и грибков. Но они также могут накапливаться в окружающей среде и вызывать риски для здоровья человека при попадании в питьевую воду. Потенциальные риски для здоровья включают рак, генетические нарушения и повреждения иммунной системы (http://www.euractiv.com/climate-environment/eu-braces-pesticides-clampdown/article-156725).

В процессе выполнения 6-ой программы в ЕС разработано множество нормативных актов. В результате значительно уменьшилось загрязнение воздуха, воды и почвы. Законодательство по химическим веществам было существенно изменено, в результате чего много токсических и опасных веществ было выведено из обращения. В настоящее время граждане ЕС потребляют одну из самых чистых вод в мире, и более 18 % территории относится к природоохранным территориям.

Однако существует еще много вызовов, которые должны быть решены членами Евросоюза совместно структурным образом.

7-ая программа действий ЕС по окружающей среде принята на 2014 – 2020 годы. В качестве более далекой перспективы она устанавливает долгосрочное видение того, что ЕС хочет достичь к 2050 году (http://ec.europa.eu/environment/newprg/index.htm):

«В 2050 году мы живем в хороших условиях, соблюдая экологические пределы планеты. Наше процветание и здоровая окружающая среда вытекают из инновационной, циклической экономики, в которой ничего не пропадает и где природные ресурсы управляются устойчиво, биоразнообразие охраняется, оценивается и восстановлено для повышения устойчивости нашего общества. Наше низко-углеродное развитие уже давно отделено от использования ресурсов и задает темп для безопасного и устойчивого глобального общества».

В программе определено три ключевых цели:

  • защита, сохранение и усиление природного капитала Союза; Эта цель предусматривает защиту совокупного природного капитала, такого как вода, качество воздуха, среда обитания, фауна и пр. В Евросоюзе разработана программа для предотвращения вымирания видов, находящихся под угрозой исчезновения. Программа Natura 2000 является сетью из 26000 охраняемых природных областей, покрывающих почти 20% суши Евросоюза. Это не природные резервации, а области, в которых ведется устойчивая экономическая активность без угроз для редких и уязвимых видов и мест обитания;
  • эффективное использование ресурсов, создание «зеленой» и конкурентоспособной низкоуглеродной экономики. Успешная экономика будущего должна наиболее эффективно использовать скудные природные ресурсы, такие как вода, минералы, металлы и дерево. Европейская политика в области окружающей среды пытается создать условия, которые позволят отдельным предпринимателям и промышленности использовать ресурсы с большей тщательностью, используя их жизненный цикл;
  • защита граждан Союза от воздействия окружающей среды и рисков для здоровья и благополучия.
  • Меры в области окружающей среды направлены на:
  • понимание предпринимателями и бизнесменами реальной стоимости природных ресурсов;
  • уменьшение экологического воздействия производства и потребления, особенно пищи, жилищных условий и транспорта;
  • гарантию того, что отходы рассматриваются как ресурсы;
  • предотвращение или уменьшение водного стресса в Евросоюзе. Чистая вода отражает фоновое состояние природной среды.

Для защиты людей от давления со стороны окружающей среды и рисков заболевания и благополучия Политика Евросоюза нацелена на:

  • обеспечение безопасной питьевой и водой для купания;
  • улучшение качества воздуха и снижение шума;
  • уменьшение или ограничение воздействия опасных химических веществ.

Определено четыре, так называемых, «механизма реализации», которые должны помочь реализовать эти цели:

  • лучшее применение законодательства;
  • более полная информатизация для расширения базы знаний;
  • использование инвестиций лучшего количества и качества для окружающей среды и политики в области климата;
  • полная интеграция экологических требований и подходов к другим областям.
  • Две дополнительных приоритетные задачи программы:
  • сделать города Евросоюза более устойчивыми;
  • помочь Евросоюзу более эффективно реагировать на вызовы окружающей среды и климата.

В апреле 2017 года Европейской комиссией был принят амбициозный План действий для природы, людей и экономики, который должен быть выполнен в 2019 году (http://ec.europa.eu/).

Этот план включает 15 основных действий и более 100 конкретных мер. Выполнение этого плана должно приблизить Евросоюз к выполнению целей Европейской стратегии по биоразнообразию и Директивы о птицах и местах обитания .

Приоритеты и действия для выполнения Плана действий:

Приоритет A: улучшение управления и знаний, обеспечение лучшей согласованности с более широкими социально-экономическими целями.

Мероприятия:

  1. Обновлять, разрабатывать и активно продвигать на всех языках ЕС рекомендации по:

а) определению разрешительных процедур, защита и управление видами, а также отраслевое руководство;

б) интеграции экосистемных услуг в процесс принятия решений.

  1. Создание механизма поддержки, для того, чтобы помочь властям государств-членов решать ключевые проблемы по применению разрешительных требований Директив о птицах и средах обитания в программе Natura 2000 и правила защиты видов.
  2. Улучшение знаний, в том числе посредством расширенного и более эффективного мониторинга и обеспечения публичного он- лайнового доступа к данным, необходимым для реализации Директив (например, спутниковые снимки из программы Коперник).

Приоритет B: формирование государственной собственности и усиление соблюдения законодательства.

Мероприятия:

  1. Завершить Сеть Natura 2000, особенно в отношении морской среды и ввести необходимые меры по сохранению для всех объектов.
  2. Использовать новый процесс пересмотра природоохранной деятельности в процессе двухсторонних встреч с национальными и региональными органами власти для разработки согласованных «дорожных карт» по улучшению их реализации, и провести консультации с землевладельцами и другими заинтересованными сторонами по проблеме внедрения.
  3. Объединить усилия государственных органов и заинтересованных сторон из разных государств-членов в био-географическом регионе для решения общих задач, в том числе по трансграничным вопросам.
  4. Дальнейшее развитие планов действий по видам и местам естественного обитания для наиболее опасных видов, а также площадок для заинтересованных сторон по сосуществованию с конфликтующими видами (например, хищниками).

Приоритет C: Укрепление инвестиций в программу Natura 2000 и улучшение взаимодействия с инструментами финансирования ЕС.

Мероприятия:

  1. Укрепление инвестиций в природу:
  • помочь государствам-членам улучшить их многолетнее финансовое планирование для программы Natura 2000 путем обновления их приоритетных рамок действий;
  • предложить 10-процентное увеличение бюджета LIFE, предназначенного для поддержки проектов сохранения природы и биоразнообразия, сохраняя при этом общий бюджетный конверт программы LIFE неизменным;
  • стимулировать инвестиции частного сектора в природоохранные проекты.
  1. Стимулировать взаимодействие с финансированием из общей сельскохозяйственной политики, в том числе эффективное использование платежей программы Natura 2000 и мер по агроэкологическому климату, разработка результатативных схем, поддержка фермеров через Консультационные услуги по вопросам сельского хозяйства и инновации и передача знаний через Европейское инновационное партнерство для производительного и устойчивого сельского хозяйства.
  2. Повысить осведомленность о возможностях политики сплочения и улучшения синергии.
  3. Улучшение синергизма с Общей политикой в области рыболовства и Комплексной морской политикой, включая более эффективное использование доступных финансовых возможностей.
  4. Предоставлять рекомендации по поддержке развертывания «зеленой» инфраструктуры для улучшения взаимодействия районов программы Natura 2000; поддержка проектов, связанных с природными ресурсами, через ЕС исследовательскую и инновационную политику и фонды программы Horizon 2020.

Приоритет D: Лучшее общение и пропаганда, привлечение граждан, заинтересованных сторон и сообществ.

Мероприятия:

  1. Поддержка обмена знаниями и привлечение местных и региональных властей на основе совместной платформы с Комитетом регионов.
  2. Поддержка хорошего управления сайтами программы Natura 2000 и повышение осведомленности о Директивах по окружающей среде через соответствующие форумы с использованием новых технологий и информационно-пропагандистской деятельности, и укрепление связи между природным и культурным наследием, особенно в контексте 2018 года как Европейского года культурного наследия.
  3. Привлечение молодых людей к принятию мер, направленных на удовлетворение социальных потребностей, давая им возможность принять участие в охране природы в районах программы Natura 2000 (европейский Корпус солидарности).

Правила, Директивы и Решения

Как уже отмечалось, Европейскими соглашениями установлено несколько типов нормативных актов, одни из которых имеют больший «вес», чем другие: Правила, Директивы и Решения.

Систематизация этих актов представлена на сайте http://www.env-net.org/environmental-acquis/eu-env-policy/.

В настоящее время существует более 300 нормативных актов, которые разделены на 10 основных категорий:

  • Горизонтальное (основное) законодательство;
  • Качество воздуха;
  • Менеджмент отходов;
  • Качество воды;
  • Охрана природы;
  • Промышленные загрязнения;
  • Химикаты и ГМО;
  • Изменения климата;
  • Шум;
  • Защита граждан;

Рассмотрим некоторые из этих актов.

Горизонтальное (основное) законодательство.

В основное законодательство включены такие директивы, как (http://eur-lex.europa.eu/):

  • Директива 2003/4/EC Европарламента и Совета Европы от 28 января 2003 о доступе общественности к экологической информации, отменяющая действие Директивы Совета 90/313/EEC.
  • Директива 2003/35/EC Европарламента и Совета Европы от 26 мая 2003 об обеспечении участия общественности в составлении определенных планов и программ, касающихся окружающей среды, о внесении изменений в связи с участием общественности и о доступе к Директивам Совета 85/337/EEC и 96/61/EC .
  • EIA Директива по оценке воздействия на окружающую среду - Директива 2011 /92/EU по оценке воздействия на окружающую среду некоторых общественных и частных проектов.
  • SEA Директива о Стратегической экологической оценке - Директива 2001/42/EC Европарламента и Совета Европы от 27 июня 2001 по оценке воздействия некоторых планов и программ на окружающую среду.
  • Несколько директив относятся к экологическим обязательствам (http://eur-lex.europa.eu/):
  • Директива 2004/35/CE Европарламента и Совета от 21 апреля 2004 по экологическим обязательствам, относящимся к предотвращению и удалению последствий аварий.
  • Директива 2006/21/EC Европарламента и Совета от 15 марта 2006 по менеджменту отходов добывающей промышленности и отменяющая Директиву 2004/35/E.
  • Директива 2009/31/EC Европарламента и Совета от 23 апреля 2009 по геологическим запасам двуокиси углерода, отменяющая Директиву Совета 85/337/EEC, Директивы Европарламента и Совета 2000/60/EC, 2001/80/EC, 2004/35/EC, 2006/12/EC, 2008/1/EC и Правило (EC) No 1013/2006.

В этот раздел также входит директива по отчетности:

  • Директива Совета 91/692/EEC от 23 декабря 1991 по стандартизации докладов, относящихся к окружающей среде и правила, относящиеся к Схеме эко-менеджмента и аудита (EMAS):
  • Правило (EC) No 1221/2009 Европарламента и Совета от 25ноября 2009 по добровольному участию организаций в Схеме эко-менеджмента и аудита (EMAS), отменяющее Правило (EC) No 761/2001 Решения комиссии 2001/681/EC и 2006/193/EC.
  • Решение комиссии 2011/832/EU от 7 декабря 2011, касающееся руководства по ЕС корпоративной регистрации, регистрации третьей страны и глобальной регистрации в соответствии с Правилом (EC) No 1221/2009 Европарламента и Совета от 25 ноября 2009 по добровольному участию организаций в Схеме эко-менеджмента и аудита (EMAS).
  • Правило (EC) No 1893/2006 Европарламента и Совета от 20 декабря 2006, устанавливающее статистическую классификацию экономической активности NACE, версия 2, и отменяющее Правило Совета (EEC) No 3037/90, а также некоторые Правила ЕС в специфических статистических областях (http://eur-lex.europa.eu/).

Качество воздуха

Качеству атмосферного воздуха уделяется большое внимание в Евросоюзе. Для оценки качества воздуха и менеджмента этого качества была принята Рамочная Директива и четыре Дочерние Директивы. Рассмотрим цели этих Директив:

Рамочная Директива Совета 96/62/EC от 27 сентября 1996 «Оценка и менеджмент качества атмосферного воздуха».

Цель этой Директивы состоит в том, чтобы определить основные принципы общей стратегии:

  • определить и установить цели по качеству окружающего воздуха в Сообществе, предназначенные для предотвращения или уменьшения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду в целом;
  • оценить качество атмосферного воздуха в государствах-членах на основе общих методов и критериев;
  • получить адекватную информацию о качестве окружающего воздуха и обеспечить его распространение среди общественности;
  • поддерживать качество окружающего воздуха там, где оно хорошее и улучшить его в других случаях.

Эта директива была принята в рамках 5-ой программы действий.

Первая дочерняя Директива Совета 1999/30/EC от 22 апреля 1999, относящаяся к предельным значениям двуокиси серы, двуокиси азота и оксидов азота, частицам и свинцу в атмосферном воздухе.

Целями настоящей Директивы являются:

  • установление предельных значений и, при необходимости, пороговых значений для концентрации диоксида серы, диоксида азота и оксидов азота, твердых частиц и свинца в окружающем воздухе, направленных на предотвращение или снижение вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду в целом;
  • оценка концентрации двуокиси серы, диоксида азота и оксидов азота, твердых частиц и свинца в окружающем воздухе на основе общих методов и критериев;
  • получение адекватной информации о концентрациях диоксида серы, диоксида азота и оксидов азота, твердых частиц и свинца в атмосферном воздухе, и обеспечение ее распространения среди общественности;
  • поддержка качества окружающего воздуха там, где оно хорошее, и улучшение его в других случаях в отношении двуокиси серы, диоксида азота и оксидов азота, твердых частиц и свинца.

Вторая дочерняя Директива 2000/69/EC Европарламента и Совета от 16 ноября 2000 о предельных значениях бензола и окиси углерода в атмосферном воздухе.

Цели настоящей директивы:

  • установить предельные значения концентраций бензола и окиси углерода (угарного газа) в окружающем воздухе для предотвращения или уменьшения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду в целом;
  • оценить концентрации бензола и окиси углерода в атмосферном воздухе на основе общих методов и критериев;
  • получить адекватную информацию о концентрациях бензола и окиси углерода в окружающем воздухе и обеспечить доступность этой информации для общественности;
  • поддерживать качество окружающего воздуха там, где оно хорошо и улучшить его в других случаях в отношении бензола и окиси углерода.

Третья дочерняя Директива 2002/3/EC Европарламента и от 12 февраля 2002 об озоне в атмосферном воздухе.

Цели настоящей Директивы:

  • установить долгосрочные цели, целевые показатели, порог предупреждения и информационный порог для концентраций озона в атмосферном воздухе в Сообществе для того, чтобы избегать, предотвращать или уменьшать вредное воздействие озона на здоровье человека и окружающую среду в целом;
  • обеспечить использование общих методов и критериев для оценки концентрации озона и, при необходимости, предшественников озона (оксиды азота и летучие органические соединения) в атмосферном воздухе государств-членов;
  • обеспечить получение адекватной информации об уровнях озона в окружающей среде и доступ этой информации для общественности;
  • обеспечить, чтобы в отношении озона качество окружающего воздуха поддерживалось там, где оно хорошее, и улучшалось в других случаях;
  • содействовать расширению сотрудничества между государствами по снижению уровней озона с использованием потенциала трансграничных мер и соглашений о таких мерах.

Четвертая дочерняя Директива 2004/107/EC Европарламента и Совета от 15 декабря 2004 о содержании мышьяка, кадмия, ртути, никеля и полициклических ароматических углеводородов в атмосферном воздухе.

Цели настоящей Директивы:

  • установить предельные концентрации мышьяка, кадмия, никеля и бензо(а)пирена в окружающем воздухе, чтобы избегать, предотвращать или уменьшать вредное воздействие мышьяка, кадмия, никеля и полициклических ароматических углеводородов на здоровье человека и окружающую среду в целом;
  • обеспечить в отношении мышьяка, кадмия, никеля и полициклических ароматических углеводородов сохранение качества окружающего воздуха там, где оно поддерживается, и улучшение в других случаях;
  • определить общие методы и критерии оценки концентраций мышьяка, кадмия, ртути, никеля и полициклических ароматических углеводородов в атмосферном воздухе, а также осаждение мышьяка, кадмия, ртути, никеля и полициклических ароматических углеводородов;
  • обеспечить адекватную информацию о концентрациях мышьяка, кадмия, ртути, никеля и полициклических ароматических углеводородов в атмосферном воздухе, а также обеспечить доступность информации для общественности.

В 2008 году Европарламентом и Советом Европы в рамках Шестой программы действий по защите окружающей среды была принята новая Директива 2008/50/EC от 21 мая 2008 г. «Качество атмосферного воздуха и чистый воздух для Европы воздуха», которая с 11 июня 2010 г. отменила Рамочную директиву и ее три первые дочерние Директивы, в то время как положения Четвертой дочерней Директивы совпадают с положениями данной Директивы. Директива 2008/50/ЕС и Шестая программа действий устанавливают необходимость сокращения загрязнения до уровней, которые сводят к минимуму вредное воздействие на здоровье человека, уделяя особое внимание к чувствительным группам населения и окружающей среде в целом, и улучшение мониторинга и оценки качества, включая осаждение загрязняющих веществ и предоставление информации общественности.

Директива устанавливает меры, направленные на:

  • определение и установление целей по качеству окружающего атмосферного воздуха, направленных на избежание, предотвращение или снижение вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду в целом;
  • оценивание качества атмосферного воздуха в государствах-членах на основе общих методов и критериев;
  • получение информации о качестве окружающего воздуха для борьбы с загрязнением воздуха и помехами, и мониторинг долгосрочных тенденций и улучшений, обусловленных национальными и общими мерами;
  • обеспечение того, чтобы такая информация была доступной для общественности;
  • поддержание качества воздуха там, где оно хорошее, и улучшение его в других случаях;
  • содействие расширению сотрудничества между государствами-членами по снижению загрязнения воздуха.

Кроме того, Директивами Европарламента и Совета установлены условия по торговле национальными выбросами в атмосферный воздух (NEC Директива - Директива 2001/81/EC Европарламента и Совета от 23 октября 2001.

Качество воды

В области охраны морских вод принята Директива 2008/56 / ЕС Европейского парламента и Совета от 17 июня 2008 года «Создание основы для действий сообщества в области морской экологической политики (Морская стратегическая рамочная директива).

Большое количество нормативных актов было принято в области менеджмента отходов, которые будут рассмотрены в Главе 9.

Список источников

  1. Выcтробец Е.А. Экологическое право – мотивации в международном сотрудничестве / Е.А. Выстробец : [предисл. Ю.Е. Винокурова]. – 2-е изд., перераб. И до. – М.: Наука. 2006, 383 с.
  2. Consolidated treaties. Charter of fundamental rights. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2010.
  3. Decision No 1386/2013/EU of the European Parliament and of the Council of 20 November 2013 on a General Union Environment Action Programme to 2020 ‘Living well, within the limits of our planet’ 28.12.2013 Official Journal of the European Union L 354/171 EN.
  4. Directive 2001/42/EC of the European Parliament and of the Council of 27 June 2001 on the assessment of the effects of certain plans and programmes on the environment. L 197/30 EN Official Journal of the European Communities 21.7.2001.
  5. Directive 2011/92/EU of the European Parliament and of the Council of 13 December 2011 on the assessment of the effects of certain public and private projects on the environment (codification). 28.1.2012 Official Journal of the European Union L 26/1 EN.
  6. Environmental acquis categories. URL: http://www.env-net.org/environmental-acquis/eu-env-policy/environmental-acquis-categories/# (дата обращения04.2017).
  7. Environmental Policy – Legal and Economic Instruments. Book 1 in a series on Environmental Management. Børge Klemmensen, Sofie Pedersen, Kasper R. Dirckinck-Holmfeld, Anneli Marklund, and Lars Rydén (Ed.). Baltic University Programme, CSD Uppsala. Uppsala University, Sweden.
  8. EU Environmental Policy. The EU Environmental acquis. URL: http://www.env-net.org/environmental-acquis/eu-env-policy/# (дата обращения 25.04.2017).
  9. Handbook on the Implementation of EU Environmental Legislation. Edited by Hulla & Co Human Dynamics. 2015-2016. URL: http://www.ecranetwork.org/Files/Handbook_on_Implementation_of_Environmental_Legislation.pdf (дата обращения 25.04.2017).
  10. Klaus-Dieter Borchardt. The ABC of European Union law. European Commission. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2010 — 131 pp.
  11. Mid-term review of the 6th Community Environment Action Programme. Position of the European trade union confederation (ETUC). Brussels, 7 June 2006
  12. Nicholas A. Robinson & Lal Kurukulasuriya, Training Manual on International Environmental Law (2006). URL: http://digitalcommons.pace.edu/lawfaculty/791/ (дата обращения 25.04.2017).