Источник фото https://freephotos.cc

 

Основные вопросы

ИСО И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ ИСО/ТС 207 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕ-НЕДЖМЕНТ»
ОБЗОР СЕМЕЙСТВА СТАНДАРТОВ ИСО 14000

 

ИСО и окружающая среда

Международные стандарты экологического менеджмента разрабатываются Международной организацией по стандартизации (ИСО). Эти стандарты направлены на удовлетворение требований бизнеса, промышленности, правительственных и не правительственных организаций в области окружающей среды.

ИСО разрабатывает стандарты, которые помогают организациям применять проактивный подход к управлению экологическими проблемами. Различные стандарты экологического менеджмента ИСО серии 14000 могут быть внедрены в государственных или частных организациях любого типа – от компаний до административных структур и общественных организаций.

ИСО помогает решать проблемы изменения климата на основе стандартов оценки парниковых газов, торговли выбросами и посредством измерения следов углерода в продуктах.

ИСО разрабатывает нормативные документы, чтобы облегчить слияние целей бизнеса и экологических целей, поощряя включение экологических аспектов в дизайн продукта.

Организации по всему миру, а также их заинтересованные стороны, все более и более осознают необходимость в экологическом менеджменте, социально ответственном поведении и устойчивом росте и развитии. Международные стандарты становятся все более важными для организаций, работающих в направлении общего и экологического менеджмента, для поддержки устойчивости организации, продуктов и услуг.

Технический комитет ИСО/ТС 207
«Экологический менеджмент»

Технический комитет ИСО/ТС 207 «Экологический менеджмент» отвечает за разработку и внедрение семейства стандартов ИСО 14000.

ИСО/ТС 207 был основан в 1993 году как результат обязательств ИСО соответствовать комплексным проблемам «устойчивого развития», провозглашенного в 1992 году Конференцией ООН по окружающей среде и развитию.

В результате была начата разработка семейства стандартов экологического менеджмента ИСО серии 14000, чтобы обеспечить практический инструмент для помощи во внедрении мероприятий по поддержке устойчивого развития.

С самого начала было понятно, что ИСО/ТС 207 должен тесно взаимодействовать с комитетом ИСО/ТС 176 «Менеджмент качества и гарантии качества» - технический комитет ИСО, ответственный за разработку семейства стандартов менеджмента качества ИСО 9000 в области систем менеджмента, аудита и соответствующей терминологии.

Были предприняты успешные шаги для гарантии совместимости стандартов ИСО 14001 и ИСО 9001, чтобы способствовать их использованию организациями, которые хотят внедрять системы экологического менеджмента и менеджмента качества для получения собственных преимуществ и преимуществ заинтересованных сторон и покупателей. Эти этапы включают общий стандарт (ИСО 19011), являющийся руководством по аудиту систем экологического менеджмента и/или систем менеджмента качества. Последняя версия стандарта ИСО 19011 относится к аудиту всех систем менеджмента.

Комитет ИСО/ТС 207 является одним из самых представительных среди всех технических комитетов ИСО и имеет широкое и разнообразное представительство, это два ключевых показателя к работе технического комитета. Национальные делегации более чем 100 стран участвуют в работе технического комитета, включая 27 развивающихся стран.

ИСО/ТС 2007 сотрудничает с более чем 30 международными организациями, которые являются членами технического комитета. Среди этих организаций:

  • Европейская комиссия (European Commission);
  • Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co-operation and Development);
  • Программа по окружающей среде ООН (United Nations Environment Programme);
  • Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization);
  • Всемирная торговая организация (World Trade Organization.);
  • и другие.
  • За время работы комитета было опубликовано 38 стандартов и 25 стандартов находятся в состоянии разработки, из них непосредственно комитетом разработано 5 стандартов и 3 – в разработке. Остальные стандарты относятся к компетенции подкомитетов. Опубликованные документы и текущая работа ИСО/ТС 207 проводятся в следующих подкомитетах:
  • ISO/TC 207/SC1 – Системы экологического менеджмента;
  • ISO/TC 207/SC2 – Аудит и соответствующие экологические исследования;
  • ISO/TC 207/SC3 – Экологическая маркировка;
  • ISO/TC 207/SC4 – Оценка экологических характеристик;
  • ISO/TC 207/SC5 – Оценка жизненного цикла;
  • ISO/TC 207/SC7 – Менеджмент парниковых газов и соответствующая деятельность.

Обзор семейства стандартов ИСО 14000

Стандарты на системы экологического менеджмента относящиеся к компетенции ISO/TC 207/SC1 «Системы экологического менеджмента».

ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» является наиболее признанным в мире стандартом на системы экологического менеджмента. Стандарт помогает организациям лучше управлять их воздействием на окружающую среду, а также демонстрировать мягкий экологический менеджмент. Стандарт ISO 14001 принят в качестве национальных стандартов более чем в 201 стране (http://www.pqm-online.com/).

Сертификация не является требованием стандарта, тем не менее, в мире на конец 2016 года сертификация в соответствии с ISO 14001 используется, по меньшей мере, в 346147 организациях в 201 стране, из них 120595 сертификатов в 50 европейских странаъ, включая страны, не входящие в Евросоюз (http://isotc.iso.org/).

В 2015 году была принята новая версия стандарта ISO 14001, Принципы этого стандарта будут рассмотрены в главе 7.

ISO 14004-2016 «Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования». Другим инструментом экологического менеджмента, разработанным комитетом ИСО/ТС 207, является стандарт ИСО 14004, который совместим со стандартом ИСО 14001 и обеспечивает дополнительное руководство по внедрению (https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:14004:ed-3:v1:en). Этот стандарт также будет рассмотрен далее в главе 7.

ISO 14005:2010 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по поэтапному внедрению системы экологического менеджмента с использованием оценки экологической результативности» (https://www.iso.org/standard/43208.html).

Цель этого стандарта заключается в предоставлении нормативно-методической помощи организациям, особенно малым и средним предприятиям (SME), при разработке и внедрении системы экологического менеджмента (СЭМ), удовлетворяющей требованиям ИСО 14001. Требования настоящего стандарта не выходят за рамки области применения ИСО 14001, за исключением метода оценки экологической результативности, и не предназначены для применения с целью сертификации или интерпретации содержания ИСО 14001.

Элементы данного стандарта во многом совпадают с элементами стандарта ИСО 14001:2015. Особенностью данного стандарта является применение пошаговых стратегий при разработке элементов, которые позволяют организациям более точно и быстро реализовывать положения стандарта.

ISO 14006:2011 "Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по включению экологических норм при проектировании" (https://www.iso.org/).

Стандарт представляет собой руководство для производственных и сервисных организаций по включению экопроектирования в системы экологического менеджмента, менеджмента качества или другие системы менеджмента.

Любой товар или услуга оказывает влияние на экологию на всех этапах жизненного цикла от выделения ресурсов до утилизации. Цель экопроектирования - интегрировать экологические аспекты в проектирование и разработку продукции и услуг с тем, чтобы сократить их влияние на экологию и непрерывно улучшать их экологические характеристики в течение всего жизненного цикла. Результат: экологически чистая продукция и более чистая планета.

Интеграция экопроектирования дает ряд преимуществ:

  • экономические выгоды, например, повышение конкурентоспособности, сокращение затрат, привлечение финансов и инвестиций;
  • стимулирование инноваций и творческого подхода, выявление новых бизнес-моделей;
  • сокращение финансовых обязательств за счет снижения влияния на экологию и лучшего информирования о продукции;
  • улучшение общественного имиджа;
  • повышение мотивации сотрудников.

Стандарты на системы экологического менеджмента относящиеся к компетенции ISO/TC 207/SC2 «Аудит и соответствующие экологические исследования».

ISO 14015:2001 «Экологический менеджмент – Экологическая оценка площадок и организаций» «Экологическая оценка площадок и организаций» (https://www.iso.org/standard/23164.html).

Организации чрезвычайно заинтересованы в понимании экологических проблем относительно их площадок и деятельности или их возможного приобретения. Результаты этих обсуждений и связанные с ними последствия для бизнеса могут быть оценены посредством Экологической оценки площадок и организаций (ЭОПО). Такая оценка может быть проведена в процессе работы или во время приобретения или лишения прав на имущество несостоятельного должника и может проводиться как часть более широкого процесса оценки бизнеса.

Стандарт дает рекомендации, как проводить ЭОПО. Он обеспечивает основание для гармонизации используемой терминологии и для структурированного, согласованного, прозрачного и объективного подхода для проведения экологических оценок. Он может быть использован всеми организациями, включая малые и средние предприятия, работающие в любом месте мира.

Информация, используемая во время ЭОПО, может быть получена из источников, которые включают аудиты системы экологического менеджмента, аудиты соответствия регламентам, оценки экологических воздействий, оценки экологических характеристик или исследований площадок. Некоторые из этих оценок или исследований могут быть проведены с использованием других соответствующих стандартов ISO (например, ИСО 14001, ИСО 19011 или ИСО 14031).

Заключения в ЭОПО должны быть основаны на объективной информации. При отсутствии подтвержденной информации эксперты ЭОПО могут требовать профессионального юридического заключения относительно оценки имеющейся экологической информации и заключений.

Стандарт рассматривает роли и обязанности участников оценки (клиентов, экспертов и представителей объектов экологической оценки), этапы процесса оценки (планирование, сбор и подтверждение информации, оценка и подтверждение информации).

В стандарте рассматривается процесс экологической оценки от планирования до оценки. Приводятся примеры информации, которая может рассматриваться при проведении ЭОПО, примеры документов и источников, которые следует изучить при проведении ЭОПО, примеры элементов, которые необходимо проанализировать при проведении ЭОПО, примеры субъектов опроса.

Стандарты, относящиеся к компетенции ISO/TC 207/SC3 «Экологическая маркировка».

ISO 14020-2000 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы» (https://www.iso.org/standard/34425.html).

Этот стандарт был пересмотрен и подтвержден в 2016 году и его положения сохраняются.

Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах. Экологическая этикетка или декларация могут быть эффективно использованы при принятии решений в пользу той или иной продукции или услуги.

Общая цель экологических этикеток и деклараций - доведение до потребителя надежной, точной и достоверной информации об экологических аспектах продукции и услугах, способствование удовлетворению потребностей в такой продукции и услугах, которые оказывают меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду. Тем самым стимулируется воздействие рынка на непрерывное улучшение окружающей среды.

Стандарт содержит 9 принципов, которые применимы ко всем экологическим этикеткам и декларациям.

Принцип 1. Экологические этикетки и декларации должны быть точными, проверяемыми, соответствующими назначению и не вводящими в заблуждение.

Принцип 2. Процедуры и требования к экологическим этикеткам и декларациям не должны создавать необоснованных барьеров в международной торговле.

Принцип 3. Экологические этикетки и декларации должны основываться на научной методологии, достаточной для удостоверения использования точных и воспроизводимых данных.

Принцип 4. Информация, относящаяся к процедуре, методологии и любым критериям обеспечения экологических этикеток и деклараций, должна быть доступной для запросов со стороны всех заинтересованных сторон.

Принцип 5. Разработка экологических этикеток и деклараций должна учитывать все аспекты жизненного цикла продукции или услуги.

Принцип 6. Экологические этикетки и декларации не должны препятствовать нововведениям для поддержания или улучшения экологических характеристик.

Принцип 7. В экологические этикетки и декларации должны быть включены только те административные требования или предоставляемая информация, которые необходимы для оценки соответствия используемым критериям и стандартам.

Принцип 8. В процессе разработки экологических этикеток и деклараций должны быть открытые широкие консультации с заинтересованными сторонами. В рамках этого процесса необходимо пытаться обеспечивать согласие сторон.

Принцип 9. Информация по экологическим аспектам продукции или услуг, относящаяся к экологической этикетке или декларации, должна быть доступна потребителям и потенциальным потребителям.

В стандарте определено 3 типа экологической маркировки, описанные в дополнительных стандартах.

ISO 14021-2016 «Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II)» (https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:14021:ed-2:v1:en) .

Распространение экологических заявлений вызвало необходимость в стандартах экологической маркировки, которые требуют, чтобы при рассмотрении таких заявлений учитывались все соответствующие аспекты жизненного цикла продукта.

Само-декларируемые экологические заявления могут быть сделаны производителями, импортерами, дистрибьюторами, розничными торговцами или кем-либо еще, кто может воспользоваться такими заявлениями. Экологические заявления в отношении продуктов, могут принимать форму заявлений, символов или графики на этикетках продуктов или упаковок или в документации по продуктам, технических бюллетенях, рекламе, телемаркетинге, а также быть на цифровых или электронных носителях, таких как Интернет.

В само-декларируемых экологических заявлениях гарантия надежности является существенной. Важно, чтобы проверка проводилась надлежащим образом, чтобы избежать негативных рыночных эффектов, таких как торговые барьеры или недобросовестная конкуренция, которые могут возникнуть в результате ненадежных и обманчивых экологических заявлений. Методология оценки, используемая теми, кто делает экологические заявления, должна быть ясной, прозрачной, научно обоснованной и документированной, чтобы те, кто приобретает или может потенциально покупать продукты, были уверены в обоснованности заявлений.

В стандарте определяются требования к экологическим заявлениям, а также требования к использованию различных терминов в экологических заявлениях, такие как:

  • нечеткие или неконкретные заявления;
  • заявления типа «Свободна от…»;
  • заявления об устойчивости;
  • использование пояснительных формулировок;
  • специальные требования;
  • использование знаков для экологических заявлений;
  • другая информация или заявления;
  • специальные знаки.

В стандарте приведены требования к оценке и проверке заявлений. Отмечается, что заявитель должен отвечать за оценку и подготовку данных, необходимых для проверки экологических заявлений.

ISO 14024:1999 «Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры» (https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:14024:ed-1:v1:en).

Стандарт рассматривает программы экологической маркировки типа I, согласно которой экологическую этикетку получает продукция, отвечающая определенным требованиям. Таким образом, этикетка идентифицирует продукцию, которой отдается предпочтение в силу ее экологичности в рамках определенной группы однородной продукции.

Программы экологической маркировки типа I являются добровольными, могут осуществляться общественными или частными организациями и носить национальный, региональный или международный характер. Общей целью экологических этикеток и деклараций является следующее: доведение до потребителя проверяемой, точной, не вводящей в заблуждение информации об экологических аспектах продукции и услугах, способствующей спросу и поставке продукции и услуг, которые вызывают меньшую нагрузку на окружающую среду, стимулируя этим использование рыночного механизма в целях непрерывного улучшения экологичности.

Целью программ экологической маркировки является способствование снижению вредных воздействий на окружающую среду, связанных с продукцией, путем идентификации продукции, которая отвечает критериям экологической предпочтительности конкретной программы экологи ческой маркировки.

Целью стандарта ИСО 14024 является обеспечение прозрачности и доверительности при внедрении программ экологической маркировки и гармонизация принципов и процедур, применимых к этим программам.

Процедуры экологической маркировки типа I включают:

  • консультации с заинтересованными сторонами;
  • выбор групп однородной продукции;
  • разработку, пересмотр и модификацию экологических критериев продукции;
  • идентификацию функциональных характеристик продукции;
  • разработку процедур сертификации и других административных элементов программы.

В процессе разработки экологических критериев следует учитывать местные, региональные и глобальные экологические факторы, имеющиеся технологии и экономические аспекты.

ISO 14025-2006 «Экологические этикетки и декларации. Экологические декларации типа III. Принципы и процедуры» (https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:14025:ed-1:v1:en).

Экологическая декларация типа III представляет собой количественную информацию об экологических характеристиках жизненного цикла продукции, предоставляемую потребителю поставщиком продукции. Такая информация основана на независимой верификации (например, третьей стороной) и анализе данных, выраженных в виде набора параметров определенной группы однородной продукции.

Экологическая декларация типа III - это информация, предоставляемая промышленным и индивидуальным потребителям в виде, удобном для проведения сравнения продукции.

Методы разработки экологических деклараций типа III должны быть основаны на научных и инженерных подходах, отражающих информацию об экологических аспектах, содержащуюся в декларации.

Основная цель экологических деклараций типа III – предоставление количественных экологических данныхпри планировании о продукции. Экологические декларации типа III не содержат сравнительных оценок, но информация, содержащаяся в них, может быть использована для выполнения сравнительного анализа продукции.

В экологической декларации типа III допускается использовать вместо основного набора показателей дополнительную экологическую информацию, относящуюся к экологическим характеристикам продукции.

Качество научной и технической информации, использованной в экологической декларации типа III, должно гарантировать достоверность декларации.

Разработка экологической декларации типа III включает в себя три этапа:

  • подготовку декларации;
  • верификацию используемых методов; и
  • сертификацию пригодности методов и достоверности информации.

Стандарты, относящиеся к компетенции ISO/TC 207/SC 4 Оценивание характеристик окружающей среды.

ISO 14031:2013 «Экологический менеджмент. Оценивание экологической эффективности. Руководящие указания» (https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:14031:ed-2:v1:en).

Стандарт устанавливает процесс оценки экологической эффективности (ОЭЭ), который позволяет организациям измерять и проводить оценку экологической эффективности и обмениваться данными по этому вопросу, используя ключевые показатели эффективности (КПЭ), основанные на надежной и верифицируемой информации. ОЭЭ в одинаковой степени применима к малым и большим предприятиям и может быть использована как в системе экологического менеджмента (СЭМ), так и независимо.

Оценивание экологической эффективности (ОЭЭ) - внутренний процесс управления, использующий показатели, позволяющие сравнить прошлую и настоящую экологическую эффективность организации с критериями этой эффективности.

Процесс оценивания экологической эффективности выполняется в соответствии с циклом Деминга.

В стандарте описываются две категории показателей ОЭЭ:

  1. Показатели состояния окружающей среды (ПСОС) обеспечивают информацию о состоянии окружающей среды, на которую организация может воздействовать. Эта информация может помочь организации лучше понять фактическое воздействие или потенциальное воздействие ее экологических аспектов;
  2. Показатели экологической эффективности (ПЭЭ) обеспечивают информацию, касающуюся управления организацией своими важными экологическими аспектами, и демонстрируют результаты реализации программ организации в области экологического менеджмента. В свою очередь ПЭЭ делятся также на две категории:
  • показатели эффективности менеджмента (ПЭМ), обеспечивающие предоставление информации об усилиях, предпринимаемых руководством с целью воздействия на экологическую эффективность менеджмента организации;
  • показатели эффективности (операционной) деятельности (ПЭД), обеспечивающие предоставление информации об экологической эффективности функционирования операционных процессов организации.

Оценивание экологической эффективности (ОЭЭ) должно соответствовать местоположению и типу организации, ее потребностям и приоритетам. ОЭЭ должно быть экономически эффективным и составлять часть регулярных деловых функций в деятельности организации.

При планировании ОЭЭ (включая выбор показателей ОЭЭ) необходимо учитывать важные экологические аспекты, которые могут контролироваться:

  • идентифицировать деятельность, продукцию и услуги организации, специфические экологические аспекты и их относительную значимость, а также возможные воздействия, связанные со значимыми экологическими аспектами;
  • использовать информацию о состоянии окружающей среды для идентификации деятельности, продукции и услуг организации, которые могут воздействовать на окружающую среду в определенных ситуациях; и др.
  • Показатели ООЭ могут быть представлены в виде:
  • прямых измерений или расчетов, например, количество тонн выбрсываемого загрязнителя;
  • относительных измерений или расчетов: данные или информация относительного характера, например, выбросы загрязнителей на единицу выпущенной продукции;
  • индексированных данных: например, выбросы загрязнителей в текущем году в процентах к выбросам прошлого года;
  • агрегированных данных: например, суммирование данных различных источников, участвующих в производстве данного вида продукции;
  • взвешенные данные: данные, преобразованные с учетом коэффициента их значимости.

Показатели эффективности менеджмента (ПЭМ) должны обеспечивать получение информации о способности организации и ее усилиях в управлении такими вопросами, как обучение, выполнение законодательных требований, распределение ресурсов и их эффективное использование, менеджмент затрат на охрану окружающей среды, закупочная деятельность, разработка продукции, документация или корректирующие действия, которые влияют или могут повлиять на экологическую эффективность организации.

ПЭМ могут быть использованы для отслеживания:

  • обязательств высшего руководства в отношении экологического менеджмента;
  • понимания руководством соответствия экологического менеджмента предназначению организации;
  • эффективности политик и программ;
  • ресурсов на выполнение политик и программ, связанных с предназначением организации; и др.

Показатели эффективности деятельности (ПЭД) обеспечивают предоставление руководству информации об экологической эффективности производственной деятельности организации.

Показатели состояния окружающей среды (ПСОС) дают информацию о состоянии местной, региональной, национальной и глобальной окружающей среды на протяжении определенного времени или в связи с конкретными событиями. Несмотря на то, что ПСОС могут прямо не измерять воздействия на окружающую среду, они могут предоставлять полезную информацию об экологических последствиях изменений применительно к деятельности организации, ее продукции и услугам.

ISO 14033:2012 «Экологический менеджмент. Информация о количественных методах исследования окружающей среды. Руководящие указания и примеры» (https://www.iso.org/standard/43268.html).

Стандарт обеспечивает руководящие принципы о том, как получить количественную экологическую информацию и данные и осуществлять методологию.

Стандарт использует проверенные и хорошо зарекомендовавшие себя подходы к подготовке информации, адаптированной к конкретным потребностям экологического менеджмента. Это применимо ко всем организациям, независимо от их размера, типа, местоположения, структуры, деятельности, продукции, уровня развития, и действительно ли они имеют системы экологического менеджмента.

Структура стандарта и руководящих принципов придерживается общего принципа постоянного улучшения и использует цикл Деминга.

Руководящие принципы разработаны с учетом того, что многие приложения экологической информации предназначены для количественных сравнений, например, выравнивания и бенчмаркинга, контролирующих постоянное улучшение (по сравнению с предыдущим годом), количественного определения приоритетных областей, численной оценки и сравнения рисков, решения о проектировании, инвестиции или закупки. Данная техническая спецификация поддерживает количественные сравнения путем выделения аспектов планирования по приобретению и предоставлению, которые особенно актуальны для достижения сопоставимых количественных результатов

Стандарты, относящиеся к компетенции ISO/TC 207/SC 5 Оценка жизненного цикла

Комитет разрабатывает стандарты, позволяющие оценивать жизненный цикл продукции. Основными стандартами являются стандарты ИСО 14040 и ИСО 14044.

Стандарт ISO 14040:2006 «Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура». (https://www.iso.org/).

Оценка жизненного цикла (ОЖЦ) включает в себя рассмотрение всего жизненного цикла продукта от добычи сырья и его приобретения, включая производство энергии, материала и изготовление, до применения продукта и последующего прекращения его использования и окончательной утилизации.

Оценка жизненного цикла (ОЖЦ) основана на следующих принципах:

  • акцентирование внимания на окружающей среде;
  • относительный подход и функциональная единица;
  • итеративный подход;
  • прозрачность;
  • всесторонность;
  • приоритетность научного подхода.

Исследования ОЖЦ включают в себя четыре стадии. Стадиями ОЖЦ являются:

  • определение цели и области исследования;
  • инвентаризационный анализ;
  • оценка воздействий (ОВЖЦ);
  • интерпретация.

В ОЖЦ выделяется инвентаризационный анализ жизненного цикла (ИАЖЦ), который включает три стадии:

  • определение цели и области исследования;
  • инвентаризационный анализ;
  • интерпретация.

Результаты ОЖЦ могут найти эффективное применение в качестве входных потоков для самых различных процессов принятия решений В стандарте рассматриваются ключевые характеристики методологии ОЖЦ, такие как:

  • систематическая оценка аспектов и воздействия продукционных систем на окружающую среду от процесса приобретения сырья до окончательной утилизации в соответствии с установленными целью и областью исследования;
  • относительный характер ОЖЦ, который объясняется особенностью методологии функциональной единицы;
  • различие по глубине анализа и временным границам ОЖЦ в зависимости от определения цели и области исследования;
  • соблюдение конфиденциальности и вопросов собственности; и другие.

В стандарте рассматриваются цели проведения ОЖЦ, область исследования.

Инвентаризационный анализ включает процедуры сбора данных и расчета для количественного определения входных и выходных потоков продукционной системы.

Целью стадии ОВЖЦ является оценка значимости потенциальных воздействий на окружающую среду с использованием результатов ИАЖЦ.

Оценка воздействий может включать в себя итеративный процесс пересмотра цели и области исследования ОЖЦ для определения достижения целей исследования или изменения цели и области исследования, если оценка указывает на невозможность их достижения.

Интерпретация жизненного цикла является заключительной стадией ОЖЦ, в ходе которой обобщаются и обсуждаются результаты ИАЖЦ и/или ОВЖЦ, или обеих стадий с целью выработки заключений, рекомендаций и принятия решения в соответствии с поставленной целью и установленной областью исследования.

В общем случае информация, полученная в исследовании с помощью ОЖЦ или ИАЖЦ, может являться частью более всестороннего процесса принятия решений. Сравнение результатов различных исследований с помощью ОЖЦ или ИАЖЦ возможно только в том случае, когда допущения и контекст каждого исследования являются эквивалентными.

ISO 14044:2006. «Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Требования и рекомендации» (https://www.iso.org/).

Настоящий стандарт распространяется на два типа исследований: исследование посредством оценки жизненного цикла (исследование с помощью ОЖЦ) и исследование посредством инвентаризационного анализа жизненного цикла (далее - исследование с помощью ИАЖЦ). Исследование с помощью ИАЖЦ аналогично исследованию посредством ОЖЦ, но исключает стадию ОВЖЦ. Исследование с помощью ИАЖЦ не следует путать со стадией ИАЖЦ в исследовании с помощью ОЖЦ.

Этот стандарт во многом повторяет стандарт ИСО 14040 и уточняет некоторые позиции, в частности, приведены более полные требования к определению области ОЖЦ, заключающиеся в рассмотрении и точном описании:

  • системы жизненного цикла продукции, которая будет исследована;
  • функции системы жизненного цикла продукции или систем в случае сравнительных исследований;
  • функциональной единицы;
  • границы системы;
  • процедуры распределения;
  • методологию ОВЖЦ и типы воздействий;
  • вид интерпретации, который следует использовать;
  • требования к данным;
  • допущения;
  • выбранные значения и дополнительные элементы;
  • ограничения;
  • требования к качеству данных;
  • тип критического анализа, если он будет применен;
  • тип и формат отчета, необходимого при проведении исследования.

Особое внимание в стандарте уделяется оценке, которая должна быть проведена в соответствии с целью и областью исследования.

Следует рассмотреть необходимость использования в процессе оценки следующих трех проверок:

  • на полноту;
  • на чувствительность;
  • на согласованность.

Дополнением к этим проверкам должны стать результаты анализа неопределенности и анализа качества данных.

Результаты ОЖЦ должны быть представлены в отчете, также должен быть проведен критический анализ.

В стандарте отмечается, что результаты и заключения ОЖЦ должны быть приведены в отчете полностью и точно, независимо от того, для какой аудитории они предназначены. Представление результатов, данных, методов, допущений и ограничений должно быть прозрачным и в достаточной мере подробным, чтобы пользователи могли понять сложность и компромиссы, свойственные ОЖЦ. Отчет также должен обеспечить возможность использования результатов и их толкования способом, совместимым с целями исследования.

Процесс критического анализа должен обеспечить:

  • согласованность с настоящим стандартов методов, используемых для проведения ОЖЦ;
  • обоснованность с научной и технической точек зрения методов, используемых для проведения ОЖЦ;
  • соответствие и разумность данных в отношении цели исследования;
  • отражение идентифицированных ограничений и цели исследования в интерпретации; а также
  • прозрачность и согласованность отчета.

Область исследования и тип необходимого критического анализа должны быть определены на стадии определения области выявления ОЖЦ; решение относительно типа критического анализа должно быть документально оформлено.

ISO 14045:2012 "Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности продукционных систем. Принципы, требования и руководящие указания» (https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:14045:ed-1:v2:en).

Оценка экологической эффективности является количественным средством управления, которое дает возможность изучать негативные воздействия продукционной системы в течение жизненного цикла продукции на окружающую среду, наряду с изучением ценности этой продукционной системы для заинтересованной стороны.

При оценке экологической эффективности, также как в ОЖЦ, используются многие важные принципы, такие как перспектива жизненного цикла, широта охвата, функциональный подход к элементам, повторяющийся характер, прозрачность и приоритет научного подхода.

При оценке экологической эффективности рассматривается полный жизненный цикл продукции от извлечения сырья и приобретения материалов, энергетического и материального видов воздействий при производстве продукции, до ее использования и окончательной ликвидации после срока эксплуатации. При таком анализе в перспективе можно идентифицировать и оценить с точки зрения общей экологической эффективности сдвиг потенциального негативного воздействия между стадиями жизненного цикла продукции или отдельными процессами.

Оценка экологической эффективности включает пять этапов:

  • определение цели и области применения (включая границы системы, интерпретацию и принятые ограничения);
  • экологическая экспертиза;
  • оценка ценности продукционной системы;
  • количественное выражение экологической эффективности;
  • интерпретация (включая гарантию качества данных).

Результат оценки экологической эффективности относится к продукционной системе, но не к самой по себе продукции. Продукция не может быть экологически эффективной. Оценка экологической эффективности продукционной системы включает производство продукции, ее использование, ликвидацию отходов, т.е. полный жизненный цикл. К тому же экологическая эффективность является относительным понятием, а продукционная система может быть в той или иной степени экологически эффективной только по отношению к другой продукционной системе.

Существует несколько типов показателей экологической эффективности, которые могут быть выбраны для выражения количественного утверждения по экологической эффективности продукционной системы.

Показатель экологической эффективности, который применяются при оценке, должен быть документирован. Должны также определяться метод оценки и формат представления результатов оценки экологической эффективности.

При выборе показателей экологической эффективности применяются следующие требования:

  • возрастающая эффективность при одинаковой ценности продукционной системы должна соответствовать улучшенным условиям окружающей среды;
  • возрастающая эффективность при одинаковом негативном воздействии на окружающую среду должна представлять более высокую ценность продукционной системы.

ISO 14046:2014 «Экологический менеджмент. Водный след. Принципы, требования и руководство» (https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:14046:ed-1:v1:en).

Основная цель стандарта заключается в предоставлении стандартизированного подхода для расчета водного следа, который будет способствовать эффективному измерению и управлению этим дефицитным ресурсом, и будет способствовать согласованию отчетности.

Водный след представляет собой способ оценки не только использования воды, но и потенциала воды, а также экологических последствий, связанных с водой. Оценка водного следа может быть проведена и представлена как автономная оценка (где оценивается только потенциал экологических последствий, связанные с водой) или как более всеобъемлющая оценка жизненного цикла (где внимание уделяется всем соответствующим потенциальным экологическим последствиям, а не только тем, которые связаны непосредственно с водой).

Водный след основан на подходе жизненного цикла и определении всего количества воды, используемой на различных этапах производственной цепочки, в том числе прямое и косвенное использование воды (водные следы эксплуатации и цепочки поставок). Важно признать тот факт, что большая часть воды, используемой в производстве продукта, не содержится в самом продукте. Это общее количество воды, используемой на различных шагах производственной цепочки. В глобальном смысле, это означает, что все страны импортируют или экспортируют воду в виртуальном виде. Например, несмотря на нехватку обычной воды в некоторых частях мира, эти страны часто производят для экспорта культуры, требующие большого количества воды.

В стандарте рассматриваются принципы измерения водного следа, методологические аспекты измерения.

ISO 14046 позволяет организациям во всем мире:

  • надежно сообщить результаты расчета водного следа для облегчения сравнения и бенчмаркинга;
  • оценить стоимость использования воды;
  • определить способы уменьшения воздействия на окружающую среду;
  • оценить и подготовиться к возможным воздействиям, связанным с водопользованием;
  • повысить эффективность продукта, процесса и организационных уровней управления;
  • обмениваться знаниями и передовым опытом с промышленностью и правительством;
  • удовлетворить ожидания клиентов по повышенной экологической ответственности;
  • улучшать управление водными ресурсами на местном, региональном и глобальном уровнях.

Стандарты, относящиеся к компетенции ISO/TC 207/SC7 - Менеджмент парниковых газов и соответствующая деятельность (https://www.iso.org/)

ИСО 14064 (части 1, 2 и 3) являются международными стандартами для оценки и проверки парниковых газов и дают набор понятных и проверяемых требований для поддержки проектов организаций и сторонников уменьшения парниковых газов:

ISO 14064-1:2006 «Газы парниковые. Часть 1. Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и удалении парниковых газов на уровне организации».

ISO 14064-2:2006 «Газы парниковые. Часть 2. Требования и руководство по количественной оценке, мониторингу и составлению отчетной документации на проекты сокращения выбросов парниковых газов или увеличения их удаления на уровне проекта».

ISO 14064-3:2006 «Газы парниковые. Часть 3. Требования и руководство по валидации и верификации утверждений, касающихся парниковых газов» .

Рисунок 5.1. Взаимосвязь стандартов ИСО, относящихся к парниковым газам

ISO 14065-2007 «Газы парниковые. Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов для их применения при аккредитации или других формах признания». В настоящее время стандарт находится в стадии пересмотра.

Общей целью деятельности по валидации и верификации парниковых газов (ПГ) является обеспечение доверия всех сторон, которые полагаются на заявления по ПГ. Сторона, предоставляющая заявление по ПГ, несет ответственность за соответствие требованиям, устанавливаемым стандартом или программой по парниковым газам.

Орган по валидации и верификации несет ответственность за проведение объективной оценки и предоставление заявления по валидации или верификации, касающееся заявления ответственной стороны по ПГ, сделанного на основе доказательств. Стандарт ИСО 14065-2007 устанавливает требования к органам, проводящим валидацию и верификацию ПГ с применением ИСО 14064-3 или других соответствующих стандартов или технических условий, а также включает в себя определенные принципы, наличие которых должны продемонстрировать упомянутые органы, а также устанавливает специфические требования, отражающие эти принципы. Общие требования распространяются на такие вопросы, как законодательные и договорные соглашения, обязанности, менеджмент беспристрастности, юридическая ответственность и финансирование. Специфические требования включают в себя положения, относящиеся к структурам, требования к ресурсам и компетенции, менеджмент информации и записей, процессы валидации и верификации, апелляции, рекламации и системы менеджмента.

На рис. 5.1. представлена взаимосвязь стандартов ISO, относящихся к менеджменту парниковых газов.

ISO 14066:2011 «Парниковые газы. Требования к компетентности групп по валидации и верификации парниковых газов» (https://www.iso.org/).

Этот стандарт устанавливает требования к компетентности по валидации или верификации для групп администраторов программ и инспекторов по парниковым газам, а также для органов по валидации и верификации. Для достижения стабильности на международном рынке и поддержания общественного доверия к отчету по ПГ и другим сообщениям необходимо определить требования к компетентности групп по валидации или верификации парниковых газов.

Требования для органов по валидации или верификации в отношении ПГ установлены в ИСО 14065, тогда как стандарт ISO 14066:2011 содержит принципы обеспечения компетентности указанных групп, представляющие собой общие требования, основанные на целях и задачах, которые группы по валидации или верификации должны решить с подтверждением своей компетентности в конкретной сфере компетенции.

ISO/ТС 14067:2013 «Парниковые газы. Углеродный след продукта. Требования и руководящие указания по определению количества и обмену данными» (https://www.iso.org/).

Заказчики, потребители и акционеры уделяют все более пристальное внимание вопросам воздействия деятельности компании, продукции и потребляемых услуг на окружающую среду. Это непростая задача, но она также означает новые возможности. Проверка углеродного следа позволит организациям продемонстрировать ответственность в вопросах охраны окружающей среды, получить конкурентное преимущество и предоставить существующим и потенциальным заказчикам подтверждение верности своим принципам.

Техническая спецификация ИСО/ТС 14067:2013 не обязательна к использованию, но многие эксперты считают, что она станет основой для разработки национальных нормативных документов разных стран. На данном этапе документ способен обеспечить прозрачность технологических процессов и повысить доверие потребителей, которые могут сделать осознанный выбор в пользу экологически чистых товаров.

В технической спецификации детализируются принципы, требования и руководящие указания для количественного определения и передачи информации по углеродному следу продукции (УСП), включая услуги, основанные на выбросах ПГ и их удалении в течение жизненного цикла продукции. Также предусматриваются требования и руководящие указания для количественного определения и передачи информации по частичному углеродному следу продукции (частичному УСП). Передача информации по УСП предназначенной аудитории основана на отчете по исследованию УСП, который дает точное, уместное и беспристрастное представление о УСП.

При разработке количественной оценки УСП и предоставлении информации по УСП учитываются все стадии жизненного цикла продукции, включая приобретение сырьевого материала, производство, использование и завершающую стадию жизненного цикла продукции.

ISO 14069:2013 «Парниковые газы. Количественное определение и доклад об эмиссии парниковых газов для организаций. Руководство по применению ИСО 14064-1» (https://www.iso.org).

Настоящий стандарт позволяет организациям:

  • добиться прозрачности и согласованности отчетов по выбросам ПГ (прямым, непрямым энергетическим и другим непрямым выбросам), установить классификацию всех категорий выбросов, особенно непрямых, и рекомендовать эту классификацию для всех реестров, соответствующих ИСО 14064-1;
  • выбирать или разрабатывать методы расчетов выбросов;
  • определять подтипы там, где необходимо, трех основных типов организаций, установленных в настоящем стандарте;
  • идентифицировать предприятие или производственный объект (территориально разграниченный) для поставки продукции (отраслевой) и/или услуг (третьих сторон), принадлежащий частной или общественной организации;
  • помогать частной или общественной организации с несколькими предприятиями/объектами и/ или дочерними предприятиями, для которой требуются процедуры консолидации;
  • содействовать местным органам власти, на территории которых имеют место как прямые, так и непрямые выбросы вследствие их собственных операций и услуг, включая услуги для общества (связанные с дорогами, очисткой, эксплуатацией транспорта, садов и т.п.), оказываемые либо напрямую общественным органом, либо в смешанных формах (по внешнему подряду, с передачей полномочий, концессий и т.д.);
  • составлять отчеты по выбросам и поглощению ПГ в упрощенном формате для их лучшего понимания.
  • Ряд стандартов разрабатывается непосредственно секретариатом ISO/TC 207:
  • ISO Руководство 64:2008 «Руководство по включению экологических вопросов в стандарты на продукцию» (https://www.iso.org/).

На протяжении жизненного цикла продукции можно установить различные экологические аспекты. Однако идентификация таких аспектов и прогнозирование их негативных воздействий является сложным процессом. При разработке стандарта на продукцию важно на самой ранней стадии обеспечить выполнение оценки возможного негативного воздействия продукции на окружающую среду на различных стадиях ее жизненного цикла. Результаты этой оценки важны для формулирования положений стандарта на продукцию.

Предполагается, что разработчики стандартов обязательно учитывают соответствие всем применяемым национальным, региональным или локальным требованиям, связанным с данной продукцией. Настоящий стандарт предлагает использовать пошаговый подход, основанный на принципе рассмотрения негативных воздействий продукции на окружающую среду с точки зрения стадии ее жизненного цикла, чтобы способствовать снижению потенциально негативных воздействий, вызываемых продукцией. В стандарте рассматриваются принципы и подходы для оценки возможного негативного воздействия продукции на окружающую среду.

ISO 14050:2009 «Менеджмент окружающей среды. Словарь» (https://www.iso.org/).

Целью этого стандарта является обеспечение пользователей стандартов ИСО 14000 словарем терминов и определений, используемых в области менеджмента окружающей среды. Предполагается, что настоящий стандарт будет использоваться также разработчиками стандартов, особенно занимающихся переводом международных стандартов, в качестве пособия для обеспечения соответствия и последовательности.

ISO 14051:2011 «Экологический менеджмент. Учет затрат на материальные потоки. Общие принципы» (https://www.iso.org/).

Целью стандарта является формулирование общих принципов учета (анализа) затрат для материальных потоков (MFCA-учета/анализа). MFCA-учет является инструментом управления, который может использоваться организациями (предприятиями, компаниями) для лучшего понимания потенциальных экологических и финансовых последствий практики использования ими материалов и энергии, и для ведения поиска возможностей совершенствования экологических и финансовых показателей путем изменения существующей практики.

МFCA-учет способствует повышению "прозрачности" практики использования материала и энергии посредством развития модели материальных потоков, которая отслеживает и количественно оценивает потоки и запасы материалов внутри организации (в физических единицах). При MFCA-учете энергию можно включать в материалы или количественно оценивать отдельно. Любые расходы, которые возникают и/или связываются с материальными потоками и с использованием энергии, впоследствии количественно оцениваются и приписываются этим потокам. Принципами учета являются:

  • использование потоков материалов и энергии;
  • взаимосвязь данных в натуральном и денежном исчислении;
  • обеспечение точности, полноты и сопоставимости данных в натуральном исчислении;
  • оценка и отнесение затрат на потери материалов.

ISO/CD 14052:2017 «Экологический менеджмент. Определение стоимости потока материалов. Руководство по практическому применению» (https://www.iso.org/).

ISO 14052:2017 дает руководство по практической реализации учета затрат на материальные потоки (MFCA) в цепочке поставок. MFCA в основном отслеживает потоки и запасы материалов внутри организации, количественно оценивает эти материальные потоки в физических единицах (например, массу, объем) и оценивает затраты, связанные с потоками материалов и потреблением энергии. MFCA применим к любой организации, которая использует материалы и энергию, независимо от ее продуктов, услуг, размера, структуры, местоположения и существующих систем управления и учета. В принципе, MFCA может применяться как инструмент учета природопользования в цепочке поставок, как вверх, так и вниз, и может помочь в разработке комплексного подхода для повышения материальной и энергоэффективности в цепочке поставок.

ISO 14052: 2017 основан на принципах и общих рамках MFCA, описанных в ISO 14051.

ISO/CD 14055-1:2017 «Экологический менеджмент. Борьба с деградацией земель и опустыниванием. Часть 1: Руководство и общая система» (https://www.iso.org/).

ISO 14055-1:2017 содержит руководящие принципы по установлению передовой практики в области управления земельными ресурсами для предотвращения или сведения к минимуму деградации земель и опустынивания. Он не включает управление прибрежными водно-болотными угодьями.

ISO 14055-1:2017 определяет структуру для определения передовой практики управления земельными ресурсами на основе оценки факторов деградации земель и рисков, связанных с текущей и прошлой практикой. Также приводится руководство по мониторингу и представлению отчетности о внедрении передовой практики.

ISO/AWI TR 14055-2 «Экологический менеджмент - Борьба с деградацией земель и опустыниванием. Часть 2: Примеры реализации» (https://www.iso.org/).

Стандарт находится в стадии разработки.

ISO/TR 14062:2002 «Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции» (https://www.iso.org/).

Любая продукция без исключения, т.е. все товары и услуги, оказывает воздействие на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла продукции, а именно на стадии приобретения сырья, производства, распределения, использования и утилизации. Эти воздействия могут изменяться от легкого до значительного; они могут быть краткосрочными или долгосрочными; могут иметь место на локальном, региональном или глобальном уровне (или их комбинации).

Все больше организаций приходит к пониманию того, что имеются существенные выгоды в интегрировании экологических аспектов в процессы проектирования и разработки продукции. Некоторые из них могут включать: снижение затрат, стимулирование инноваций, новые возможности бизнеса и улучшение качества продукции.

Цель интегрирования экологических аспектов в проектирование и разработку продукции состоит в уменьшении вредных воздействий продукции на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла. В стремлении к этой цели можно получить много выгод для организации, ее конкурентоспособности, потребителей и других заинтересованных сторон.

Процесс интегрирования экологических аспектов в проектирование и разработку продукции может быть инициирован или руководством (сверху вниз), или проектировщиками и разработчиками продукции (снизу вверх). На практике оба подхода могут иметь место одновременно. Независимо от того, кто в организации инициирует этот процесс, поддержка на уровне высшего руководства необходима, чтобы это имело значимое воздействие на деятельность организации по проектированию и разработке продукции.

ISO/TR 14063:2006 «Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Руководящие указания и примеры» (https://www.iso.org/).

За последние два десятилетия обмен экологическими данными, результатами и действиями стал существенной частью деятельности организаций вследствие повышенного интереса и обеспокоенности общественности, а также деятельности государственных органов, связанной с охраной окружающей среды. Организации всего мира все больше сталкиваются с необходимостью высказывать свои мнения, предоставлять и объяснять экологические последствия своей деятельности, производства и предоставления услуг. Также растет интерес к учету аргументации заинтересованных сторон и объединению их мнений и требований путем обмена информацией.

Стандарт устанавливает рекомендации для организаций по основным принципам, политике, стратегии и деятельности, связанным с внутренним и внешним обменом экологической информацией. Для этого используются проверенные и хорошо обоснованные подходы к обмену экологической информацией, адаптированные к специфическим условиям, существующим при обмене данной информацией.

Стандарты Международной организации по стандартизации находят все более широкое применение во всем мире, включая Россию. В Таблице приведены соответствия между стандартами ISO и их аналогами в России, а также сайты, на которых размещены эти стандарты.

Таблица 5.1. Соответствие стандартов ISO и ГОСТ Р

Стандарты ISO

Российские стандарты

Сайт

ISO 14001:2015

ГОСТ Р ИСО 14001:2016

http://docs.cntd.ru/document/1200134681

ISO 14004:2016

ГОСТ Р ИСО 14004:2017

http://docs.cntd.ru/document/1200146250

ISO 14005:2010

ГОСТ Р ИСО 14005:2013

http://docs.cntd.ru/document/1200108766

ISO 14006:2011

ГОСТ Р ИСО 14006:2013

http://docs.cntd.ru/document/1200108767

ISO 14015:2001

ГОСТ Р ИСО 14015-2007

http://docs.cntd.ru/document/437177006

ISO 14020-2000

ГОСТ Р ИСО 14020-2011

http://docs.cntd.ru/document/1200091431

ISO 14021-2000

ГОСТ Р ИСО 14021:2000

http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-14021-2000

ISO 14024:2000

ГОСТ Р ИСО 14024-2000

http://docs.cntd.ru/document/1200007256

ISO 14025-2006

ГОСТ Р ИСО 14025:2012.

http://docs.cntd.ru/document/1200102928).

ISO 14031:2013

ГОСТ Р ИСО 14031-2016

http://docs.cntd.ru/document/1200142908

ISO 14033:2012

Нет соответствия

 

ISO 14040:2006

ГОСТ ИСО 14040:2010

http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-14040-2010)

ISO 14044:2006

ГОСТ Р ИСО 14044-2007

http://docs.cntd.ru/document/1200077942

ISO 14045:2012

ГОСТ Р ИСО 14045:2014

http://docs.cntd.ru/document/1200117801

ISO 14046:2014

ГОСТ Р ИСО 14046:2017

Вступает в силу 01.01.2018

http://docs.cntd.ru/document/437177006

ISO 14064-1:2006

ГОСТ Р ИСО 14064-1-2007

http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-14064-1-2007

ISO 14064-2:2006

ГОСТ Р ИСО 14064-2-2007

http://docs.cntd.ru/document/1200077680

ISO 14064-3:2006

ГОСТ Р ИСО 14064-3-2007

http://docs.cntd.ru/document/1200077410

ISO 14065-2007

ГОСТ Р ИСО 14065-2014

http://docs.cntd.ru/document/1200117802

ISO 14066:2011

Нет соответствия

 

ISO/ТС 14067:2013

ГОСТ Р 56276-2014/ISO/TS 14067:2013

http://docs.cntd.ru/document/1200117795

ISO 14069:2013

ГОСТ Р 56267-2014/ISO/TR 14069:2013

http://docs.cntd.ru/document/1200118638

ISO Guide 64:2008

ГОСТ Р 56268-2014/ Guide 64:2008

http://docs.cntd.ru/document/1200118294

ISO 14050:2009

ГОСТ Р ИСО 14050

http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-14050-2009

ISO 14051:2011

ГОС Р ИСО 14051:2014

http://docs.cntd.ru/document/1200118300

ISO/CD 14052:2017

Нет соответствия

 

ISO/CD 14055-1:2017

Нет соответствия

 

ISO/AWI TR 14055-2

Нет соответствия

 

ISO/TR 14062:2002

ГОСТ Р 57326-2016/ISO/TR 14062:2002

http://docs.cntd.ru/document/1200142675

ISO/TR 14063:2006

ГОСТ Р ИСО 14063

http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-14063-2007

Список источников

  1. EMAS – Factsheet. EMAS and ISO 14001: complementarities and differences. European Commission . 2011. URL: http://ec.europa.eu/environment/emas/pdf/factsheets/EMASiso14001_high.pdf (дата обращения 10.2017).
  2. Environmental management. The ISO 14000 family of International Standards. ISO. 2009
  3. The ISO survey. URL: https://www.iso.org/the-iso-survey.html (дата обращения 20.10.2017).
  4. Practical tools for addressing climate change URL: https://www.iso.org/publication/PUB100067.html/ (дата обращения 20.10.2017).
  5. Environmental labels and declarations. URL: https://www.iso.org/publication/PUB100323.html (дата обращения 10.2017).
  6. European Platform on Life Cycle Assessment (LCA). URL: http://ec.europa.eu/environment/ipp/lca.htm (дата обращения 20.10.2017).
  7. ISO family 14000 standards. https://www.iso.org/committee/54808.html