Источник фото https://freephotos.cc

Основные вопросы

СТАНДАРТ BS 7750
СХЕМА ЭКОМЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОАУДИТА ЕВРОСОЮЗА (EMAS)
EMAS EASY
ТРЕБОВАНИЯ ISO 14001:2015
ТРЕБОВАНИЯ ISO 14004:2016

 

В 1992 году был опубликован первый в мире стандарт на системы экологического менеджмента для организаций - BS 7750. Этот стандарт появился по инициативе английских промышленников, столкнувшихся с ужесточением природоохранного законодательства и необходимостью применения соответствующих управленческих решений. Этот стандарт стал основой для развития Европейской схемы экологического менеджмента и аудита EMAS и международной серии стандартов ISO 14000, первые из которых были опубликованы в 1996 году Международной организацией по стандартизации ISO.

Стандарт BS 7750

Стандарт BS 7750 не предписывает и не определяет требований к природоохранной деятельности предприятия, но содержит рекомендации, как создать эффективную систему экологического менеджмента, вести экологическое аудирование, что должно сказаться на улучшении экологических показателей деятельности организации.

Стандарт предполагает следующие стадии разработки и внедрения системы экологического менеджмента:

Предварительный обзор ситуации: определяются все экологические нормативные требования к деятельности организации и устанавливается, какие элементы системы экологического менеджмента уже существуют на предприятии.

Разработка заявления об экологической политике, которая должна охватывать все аспекты деятельности и продукцию предприятия. Экологическая политика должна быть разъяснена заинтересованным сторонам и принята к исполнению всеми уполномоченными сторонами (лицами).

Определение структуры распределения обязанностей и ответственности в системе экологического менеджмента.

Оценка степени воздействия предприятия на окружающую среду. Необходимо составить перечень установленных нормативов, характеристик выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, размещения отходов, а также описания аспектов воздействия на окружающую среду предприятий поставщиков.

Разработка экологических целей и программ.

Определение тех стадий производства, процессов и видов деятельности, которые могут оказывать воздействие на окружающую среду, разработка системы контроля.

Разработка программы экологического менеджмента. В программе нужно учитывать не только нынешние, но и прошлые виды деятельности предприятия, а также вероятное воздействие на окружающую среду жизненного цикла новых видов продукции.

Разработка и выпуск руководства системы экологического менеджмента, которое бы позволило аудитору определить, что система функционирует и учитывает все значимые аспекты деятельности предприятия.

Установление системы регистрации всех экологически значимых событий, видов деятельности и т.п., например, записи случаев нарушения требований экологической политики, нормативных требований и т.п.

Аудиты. Стандарт включает описание процедуры аудирования и детализирует требования к плану аудита.

Стандарт BS 7750 был принят Финляндией, Нидерландами и Швецией. Франция, Ирландия и Испания разработали свои стандарты. Другие страны ждали опубликования международных стандартов.

Схема экоменеджмента и экоаудита Евросоюза (EMAS).

EMAS была создана для улучшения качества экологического управления в европейской промышленности, чтобы помочь компаниям в их конкурентной борьбе и чтобы связать их развитие в экологической области с требованиями общественного мнения.

EMAS – это добровольная схема для отдельных предприятий, введенная в апреле 1995 года. EMAS разработана для того, чтобы выделить те компании, которые ввели программы положительных действий для охраны окружающей среды и которые постоянно ищут, как улучшить свои характеристики в этой области. Чтобы зарегистрироваться в EMAS компания должна иметь четко определенную стратегию экологического менеджмента с определенными количественными целями (http://ec.europa.eu/environment/emas/).

В настоящее время более 4000 организаций и около 7500 площадок сертифицированы по EMAS. Среди этих организаций много муниципальных предприятий, небольших компаний, а также общественных организаций.

Третья версия Схемы экоменеджмента и аудита EMAS III вступила в действие 11 января 2010 г. (Регламент № 1221/2009).

В настоящее время внедрение системы менеджмента регулируется следующими нормативными актами:

  • Регламент № 1221/2009 Европарламента и Совета Европы от 25 ноября 2009 г. О добровольном участии организаций в Схеме экологического менеджмента и аудита (EMAS) сообщества, который заменяет Регламент № 761/2001 и Решения комиссии № 2001/681/EC и № 2006/193/EC (Regulation No 1221/2009 of the European Parliament and of the Council of 25 November 2009 on the voluntary participation by organizations in a Community eco-management and audit scheme (EMAS), repealing Regulation (EC) No 761/2001 and Commission Decisions 2001/681/EC and 2006/193/EC) (http://eur-lex.europa.eu/);
  • Решение комиссии № 2011/832/EU от 7 декабря 2011 г,, касающееся руководства по корпоративной регистрации в Евросоюзе, третьей стране и глобальной регистрации в соответствии с Регламентом № 1221/2009 (2011/832/EU: Commission Decision of 7 December 2011 concerning a guide on EU corporate registration, third country and global registration under Regulation (EC) No 1221/2009 of the European);
  • Решение комиссии № 2013/131/EU от 4 марта 2013 г. устанавливающее Руководство для пользователей по шагам, необходимым для участия в EMAS в соответствии с Регламентом № 1221/2009 (2013/131/EU; COMMISSION DECISION of 4 March 2013establishing the user’s guide setting out the steps needed to participate in EMAS, under Regulation (EC) No 1221/2009 of the European Parliament and of the Council on the voluntary participation by organizations in a Community eco-management and audit scheme (EMAS) (http://eur-lex.europa.eu) .

Рассмотрим некоторые положения этих документов.

Регламент №1221/2009. Статья 1 Регламента № 1221/2009 определяет цель EMAS, являющегося важным инструментом устойчивого потребления и производства и Плана действий по устойчивой индустриальной политике, как продвижение непрерывного улучшения экологических показателей организации посредством создания и реализации системы экологического менеджмента, систематической, объективной и периодической оценки характеристик такой системы, предоставление информации об экологических характеристиках, открытый диалог с общественными и другими заинтересованными сторонами и активное включение работников и соответствующую подготовку.

В статье 2 даны основные определения, используемые в Регламенте. В частности,

  • «экологическая политика» обозначает общие намерения и направление организации, относящиеся к ее экологическим характеристикам, формально определенным высшим руководством, включая соблюдение всех требований законодательства по окружающей среде, а также обязательство по постоянному улучшению экологических характеристик. Она обеспечивает рамки для действий и установления экологических целей и задач;
  • «система экологического менеджмента» - это часть общей системы менеджмента, которая включает организационную структуру, планирование, ответственность, практики, процедуры, процессы и ресурсы для развития, внедрения, достижения результатов, обзора и установления экологической политики и менеджмента экологических аспектов.;

Статья 3 дает пояснение, в какой компетентный орган может обратиться организация для регистрации в EMAS.

Статья 4 определяет последовательность действий для регистрации в EMAS:

  • проведение экологического обзора всех экологических аспектов организации;
  • разработка и внедрение системы экологического менеджмента на основании результатов экологического обзора, учитывающую все требования, приведенные в Приложении II, и, где возможно, учитывающую лучшие практики экологического менеджмента в соответствующей отрасли;
  • проведение внутреннего аудита;
  • подготовка экологического заявления.
  • В статье отмечается, что предварительный экологический обзор, система экологического менеджмента, процедура аудита и их внедрение должны быть проверены аккредитованным или лицензированным экологическим аудитором, экологическое заявление также должно быть проверено этим аудитором.

В статье 5 определяется процедура подачи заявки в компетентный орган для сертификации и документы, необходимые для регистрации организации.

Статья 6 описывает процедуру продления EMAS, которая проводится, по крайней мере, 1 раз в 3 года.

В статье 7 отмечается, что, при выполнении определенных условий, по требованию малых организаций компетентный орган может увеличить промежуток действия EMAS до 4-х лет или промежуток ежегодного аудита до 2-х лет.

Статья 8 рассматривает вопрос внесения существенных изменений в систему экологического менеджмента организации. Все изменения должны быть отражены в экологической политике и экологических программах.

В статье 9 рассмотрены требования к проведению внутреннего аудита.

Требования к использованию логотипа EMAS приведены в статье 10. Этот логотип может быть использован только зарегистрированной организацией и содержать ее номер. Техническая спецификация на логотип приведена в приложении V к этому Регламенту.

В статье 11 определены требования к компетентному органу.

Обязательства компетентного органа по процессу регистрации рассмотрены в статье 12.

В статье 13 описана процедура регистрации организации в EMAS компетентным органом и в статье 14 – процедура возобновления регистрации.

Решение комиссии № 2011/832/EU. Цель Решения комиссии № 2011/832/EU – дать руководство по внедрению EMAS с дочерними подразделениями и площадками, расположенными в нескольких странах и/или в третьих странах, и дать специфическое руководство государствам-членам, аудиторам и организациям, которые могут использовать это руководство для целей регистрации.

Это руководство разработано в соответствии с Регламентом EMAS. При внедрении EMAS в 1993 году, она была разработана для отдельных площадок организаций промышленного и производственного секторов. В соответствии с первым пересмотром в 2001 г. EMAS II была открыта для всех организаций, имеющих много площадок (расположенные в странах ЕС и ЕЕА, как и ранее). EMAS III открыта более широко и сейчас может применяться к организациям как в ЕС, так и вне его.

Открытие EMAS для третьих страна обеспечивает организации всех отраслей инструментом для достижения высоких экологических показателей, что может быть оценено стейкхолдерами ЕС. Государства-члены ЕС свободны в принятии решения будут ли их национальные компетентные органы использоваться для регистрации организаций в третьих странах в соответствии с Регламентом EMAS.

Для регистрации организаций, имеющих подразделения в странах ЕС и вне его, это руководство рассматривает различные ситуации:

Ситуация 1: регистрация организации, которая расположена более чем в одной стране ЕС (ЕС корпоративная регистрация);

Ситуация 2: регистрация одной или нескольких корпоративных организаций, расположенных в третьих странах (регистрация в третьей стране); и

Ситуация 3: регистрация организаций, подразделения которых расположены в государствах ЕС и третьих странах (глобальная регистрация).

Определение ведущего компетентного органа может изменяться в зависимости от ситуации:

  • В случае ситуации 1 (ЕС корпоративная регистрация) это страна ЕС, в котором расположена штаб-квартира или центр менеджмента организации;
  • В случае третьей страны и глобальной регистрации компетентный орган расположен в государстве ЕС, который производит регистрацию организаций за пределами ЕС и в котором аккредитован аудитор;

При корпоративной регистрации организации должны удовлетворять законодательным европейским и национальным требованиям.

В соответствии с Регламентом Экологическое заявление должно содержать ссылки на соответствующее законодательство. Для того, чтобы обеспечить "материал или документальное подтверждение соблюдения законодательства», организация может предоставить заявления от компетентных и других органов, что нет никаких доказательств несоблюдения и/или, что компании не предъявлены иски или жалобы от соответствующих органов. Аудиторы должны, как часть процедуры проверки, проверить все экологические лицензии или разрешения, применимые к организации, или любые другие доказательства о соответствии правовой системе государства, в котором расположена площадка.

В случае Европейской корпоративной регистрации для выбора компетентного органа расположение штаб-квартиры или центра менеджмента организации имеет решающее значение. Ведущий компетентный орган сотрудничает только с компетентными органами государств, в которых расположены площадки организации.

Ведущий компетентный орган ответственен за регистрацию и будет координировать процедуру регистрации с другими компетентными органами.

Ведущий компетентный орган не должен регистрировать, приостанавливать, отменять или продлевать регистрацию организации, если компетентные органы других государств, где расположены площадки организаций, включенных в регистрацию, не соглашаются с регистрацией, ее приостановлением, отменой или продлением. Ведущий компетентный орган также может принимать решение о меньшем объеме проверки.

Компетентные органы должны координировать свою деятельность с органами по аккредитации и лицензированию своих государств, чтобы гарантировать, что и те, и другие способны скоординировано выполнить свои соответствующие задачи.

Основные принципы и специфические процедуры между компетентными органами утверждаются на Форуме компетентных органов. Форум также разрабатывает стандартизованные формы на всех официальных языках Евросоюза для внедрения «скоординированных процедур», отмеченных выше.

Проверка систем экологического менеджмента и подтверждение Экологического заявления должны быть сделаны экологическим аудитором EMAS, аккредитованным или лицензированным в соответствующем объеме в соответствии с кодами NACE (виды экономической деятельности).

При регистрации организации со многими площадками и активностями аккредитация аудитора должна включать все коды NACE организации. Если аудитор не аккредитован по всем кодам, в состав команды должен быть включен другой аккредитованный аудитор. Организация, претендующая на регистрацию, должна определять необходимость присутствия нескольких аккредитованных аудиторов. Кроме таких причин, как отсутствие аккредитации по соответствующим кодам, организации могут рассматривать другие причины присутствия нескольких аудиторов, такие как местный опыт, знание языка или желание объединить сертификацию по EMAS с сертификацией по другому стандарту. Все сотрудничающие аудиторы должны подписать Декларацию, относящуюся к Регламенту и Экологическому заявлению. Каждый аудитор ответственен за часть проверки, которая соответствует его области экспертизы, относящейся к специфическим кодам NACE. Практика, когда все аудиторы должны подписать одну декларацию, позволяет ведущему компетентному органу идентифицировать включенных аудиторов. Следовательно, ведущий компетентный орган может проверить через взаимодействующие компетентные органы (которые в свою очередь координируют свою деятельность с органами по аккредитации и лицензированию), все ли включенные аудиторы соответствуют требованиям Регламента EMAS. Это также позволяет проверить, все ли коды NACE включенных аудиторов перекрывают коды организации.

Аудиторам, аккредитованным или лицензированным в одном государстве ЕС, разрешено работать в другом государстве. Для этого, не менее чем за четыре недели до начала работы, необходимо послать заявление в соответствующий компетентный орган.

Орган по аккредитации или лицензированию, руководящий аудиторами, работающими этих органах, должны представить доклад в случае проблем или отрицательных результатов в компетентный орган государства. Этот компетентный орган должен передать этот доклад в ведущий корпоративный орган в случае корпоративной регистрации в ЕС.

Если аудитор обнаружит несоответствующую ситуацию во время проверки при первоначальной регистрации, он/она не должны подписывать Декларацию и Экологическое заявление EMAS.

Если аудитор обнаружит несоответствующую ситуацию в период действия регистрации или во время возобновляющей проверки, он/она могут доложить в (ведущий) компетентный орган, что организация более не соответствует требованиям EMAS. Во время возобновляющей проверки регистрации EMAS он/она могут только подписать Декларацию и улучшенное Экологическое заявление, если организация демонстрирует, что приняты меры по восстановлению соответствия законодательным требованиям. Если организация не может обеспечить достаточных мер для решения проблемы соответствия, аудитор не должен подписывать декларацию и Экологическое заявление EMAS. Другими словами, аудитор должен подписать Декларацию и подтвердить Экологическое заявление EMAS только в случает полного соответствия.

Основные правила регистрации установлены в Регламенте EMAS.

На первом этапе организация должна определить с аудитором и ведущим компетентным органом язык документации, представляемой для регистрации.

Ведущий компетентный орган должен проверить информацию, содержащуюся в заявке и должен связаться по этому вопросу с другими компетентными органами, включенными в процесс. Это значит, что ведущий компетентный орган получает информацию от включенных в процесс регистрации компетентных органов, о корректности информации по включенным национальным площадкам.

Включенные в процесс компетентные органы должны проверить через свои органы по аккредитации и лицензированию, что аудиторы, включенные в процесс, аккредитованы или лицензированы по всем кодам NACE, связанным с процессом регистрации компетентные органы. Это предполагает, что компетентные органы проверяют тщательность и своевременность (по крайней мере за четыре недели) предоставления аудиторами информации в соответствии с требованиями Регламента EMAS. Поэтому компетентный орган должен связаться с органом по аккредитации или лицензированию, в любом случае с помощью простого сообщения, что существуют площадки, которые будут регистрироваться на основе верификации/валидации аудиторами из других стран. Если компетенции аудиторов не подтверждены органом по аккредитации и лицензированию, этот орган может заставить аудитора соблюдать соответствующие требования или информировать компетентный орган о проблеме. Без минимальных контактов между компетентными органами и органами по аккредитации и лицензированию, а также между компетентными органами и ведущим компетентным органом, надзорная деятельность может иметь недостаточный характер.

Все компетентные органы, включенные в процесс регистрации, будут применять национальные процедуры проверки для площадок, расположенных в их странах, в соответствии с Регламентом. Они будут информировать ведущий компетентный орган о своем решении (организация может быть зарегистрирована/не может быть зарегистрирована). В случае отрицательного решения компетентный орган должен информировать ведущий компетентный орган в форме заявления о мотивации. Так как заявление обязательно, ведущий корпоративный орган может принять решение остановить процедуру корпоративной регистрации до выполнения требований (в этом случает ни одна из площадок не регистрируется), или информировать организацию, что она может продолжать процесс регистрации без оспариваемой площадки.

После регистрации решения, ведущий компетентный орган информирует об этом все участвующие национальные компетентные органы, которые будут информировать свои органы исполнительной власти.

Если уже зарегистрированная организация принимает решение войти в корпоративную регистрацию ЕС, ведущий компетентный орган может по требованию организации расширить объем существующей регистрации, таким образом сохранив номер в национальном реестре. Организация также может быть зарегистрирована под новым номером в национальном реестре. В этом случае должны быть также внесены изменения во все реестры, в которых зарегистрирована организация.

Основные правила по анулированию и приостановлению регистрации приведены в Регламенте и применимы к данной процедуре.

Любая жалоба, связанная с зарегистрированной организацией, доводится до ведущего компетентного органа.

Каждый компетентный орган отвечает за процедуры, связанные с площадками организации в соответствующем государстве-члене ЕС. Если возникает ситуация, когда регистрация организации должна быть приостановлена или она удалена из регистра EMAS, взаимодействующий компетентный орган информирует ведущий компетентный орган посредством заявления о его точке зрения. Это означает, что национальные компетентные органы издают заявления только о своих национальных площадках. Если одно из таких заявлений подтверждает, что национальная площадка не может быть зарегистрирована, ведущий компетентный орган начинает процедуру аннулирования или приостановления с соблюдением требований Регламента EMAS. Прежде чем принять окончательное решение об аннулировании или приостановлении регистрации организации, ведущий компетентный орган должен информировать другие участвующие взаимодействующие компетентные органы, чтобы они знали о причинах приостановки/анулирования. Ведущий компетентный орган также должен сообщить в штаб-квартиру или центр управления организации о принятом решении и причинах предлагаемого аннулирования или приостановления. Впоследствии ведущий компетентный орган дает организации возможность решать, вся организация должна быть удалена из регистрации EMAS, или только спорные площадки будут удалены из области корпоративной регистрации.

Обсуждения между отдельными национальными компетентными органами, включенными в корпоративную регистрацию, должны проводиться в рамках Форума компетентных органов. Обсуждения между ведущим компетентным органом и организацией должны вестись в соответствии с национальным законодательством страны, в которой расположен ведущий компетентный орган. Обсуждения между организацией и компетентным органом, т.е. о соответствии законодательству национальных площадок, включенных в процесс корпоративной регистрации, должны вестись в соответствии с применимым национальным законом страны. Обсуждения должны проводиться в соответствии с требованиями Регламента.

Регистрация с участием третьих стран – регистрация организаций с одной или множеством площадок, расположенных в третьих странах.

Регистрация EMAS третьих стран означает регистрацию организации, работающей в одной или более третьих стран. В соответствии с Регламентом государства-члены ЕС свободны в принятии решения, какой компетентный орган будет обеспечивать регистрацию организаций в третьих странах в соответствии с Регламентом.

Чтобы гарантировать, что EMAS поддерживает свой высокий уровень амбиций и доверия, необходимо, чтобы экологические характеристики организаций в третьих странах достигали как можно более близко уровня, который требуется для ЕС организации в соответствии с Европейским и национальными законодательствами. Поэтому для организаций вне сообщества, чтобы получить регистрацию в соответствии с Регламентом EMAS, желательно в экологическом заявлении в части ссылок на применимое национальное экологические сделать ссылки на экологическое законодательство для подобных организаций в государстве ЕС, в котором организация планирует подать на регистрацию. Экологические требования в этом перечне должны использоваться при установлении дополнительных целевых характеристик, но они не являются обязательными для проверки соответствия законодательству.

Экологические заявления организаций должны содержать ссылки на применимые национальные законодательные экологические требования.

Для площадок, расположенных в третьих странах, документальные доказательства должны предпочтительно включать:

  • заявления органов исполнительной власти третьих стран, содержащие информацию по экологическим разрешениям, применимым к организации, и устанавливающие, что нет случаев несоответствия и/или что компания включена в исполнительные процедуры,
  • дополнительно экологическое заявление должно также содержать таблицу перекрестных ссылок между национальным законодательством третьей страны и законодательством страны, в которой организация подает заявку на регистрацию.

Государства-члены ЕС должны принять решение обеспечить или нет регистрацию третьей страны в соответствии с их средствами и рабочими процедурами. В этом случае государства должны гарантировать, что их национальные органы по аккредитации и лицензированию обеспечат аккредитацию или лицензирование экологических аудиторов для EMAS в третьих странах. Только государства ЕС, одобрившие принципы «регистрации в третьих странах» допускаются к регистрации организаций, работающих в третьих странах.

Если государство ЕС примет решение по регистрации в третьих странах в соответствии с Регламентом, возможность получить регистрацию от этого государства будет на практике зависеть от доступности аккредитованных аудиторов. Потенциальный аудитор должен быть аккредитован в этом государстве, которое обеспечивает регистрацию в третьей стране, для этой третьей страны и для специфического экономического сектора (определенного на основе кодов NACE) в данной процедуре регистрации.

Аккредитация или лицензирование, которые аудитор может получить для третьей страны, должны констатировать для этой третьей страны, что содержание регистрации совпадает с положениями Регламента. Государства ЕС должны решить, хотят ли они выпустить специальные сертификаты для каждой третьей страны или выпустить общий сертификат с географическим приложением, перечисляющим страны, в которых орган по проверке аккредитован для работы.

Государства ЕС, в которых есть более одного компетентного органа, должны определить, в какой компетентный орган могут быть поданы заявки для регистрации организаций, расположенных в третьих странах.

Заявки на регистрацию в третьей стране от организаций, площадки которых расположены исключительно в третьих странах, подаются в любой компетентный орган, определенный для этих целей в том государстве ЕС, где выполняются следующие условия:

  • государство ЕС обеспечивает регистрацию организаций из третьих стран;
  • аккредитованные или лицензированные аудиторы доступны для проверки в третьих странах, в которых расположены площадки, включенные в регистрацию, и что эти аудиторы перекрывают соответствующие коды NACE (другими словами, решение о выборе аудитора принимает государство ЕС).

Компетентные органы должны координировать свою деятельность с органами по аккредитации и лицензированию в их государствах, чтобы гарантировать, что государство способно выполнять свои специфические задачи по координации при обеспечении регистрации организаций из третьих стран компетентным органом и органом по аккредитации и лицензировании.

Основные правила, относящиеся к экологическим аудиторам EMAS, их аккредитации или лицензированию установлены в Регламенте EMAS.

Те государства ЕС, которые разрешают регистрацию третьих стран, должны иметь соответствующую систему для аккредитации или лицензирования аудиторов для третьих стран. Аккредитация или лицензирование аудитора будут представлены в каждой стране как дополнение к общей спецификации.

Все взаимодействующие аудиторы должны подписать Декларацию и Экологическое заявление EMAS. Все аудиторы ответственны за свои разделы экспертизы (в соответствии с кодами). Как и в случае с корпоративной регистрацией, практика, когда все аудиторы должны подписать одну декларацию, позволяет компетентному органу идентифицировать подключенных аудиторов.

Аудиторы, которые хотят работать в третьих странах должны получить отдельную аккредитацию для каждой страны, как дополнение к основной аккредитации, или лицензию в соответствии с Регламентом. Это значит, что они должны иметь:

(a) отдельную аккредитацию или лицензию по кодам NACE, применимым к организации;

(b) знание и понимание законодательных, нормативных и административных требований по окружающей среде в третьей стране, для которой получена аккредитация или лицензия;

(c) знание и понимание официального языка третьей страны.

Аудиторы должны – как часть процедуры проверки – проверить все лицензии или разрешения, применимые к организации, или другие свидетельства в соответствии с законодательной системой, действующей в странах, попадающих под заявку.

В третьих странах проверяющий должен, в рамках его обычных обязанностей, выполнить, в частности, глубокую проверку соблюдения законодательства организацией и ее площадками, включенными в процесс регистрации. Поэтому аудиторы должны проверить отсутствие случаев несоответствия по отношению к окружающей среде. Аудиторы должны использовать данные административных органов и контактировать с такими органами, чтобы получить детальную информацию о соответствии законодательству. Аудиторы должны проверить свою удовлетворенность на основе полученных результатов, например, с помощью письменного отчета компетентного исполнительного органа. Если не обнаружено случая несоответствия, это должно быть отражено в экологической декларации аудиторов по верификации и валидации. Эта декларация должна быть подписана аудиторами. Обязанность аудиторов – проверить с помощью обычных аудиторских методов соблюдение требований Регламента EMAS. Чтобы гарантировать одинаковый уровень качества регистрации в третьих странах при регистрации площадок в ЕС, аудитор должен провести оценку риска.

Аудитор должен проверить, нет ли соответствующих жалоб от заинтересованных сторон или, что жалобы были положительно решены.

Те государства ЕС, которые обеспечивают регистрацию для третьей страны, должны рассматривать вопрос о разработке мер по усилению процесса аккредитации для того, чтобы аудиторы, аккредитованные для конкретных третьих стран, имели соответствующие знания для проверки соответствия организации национальному законодательству третьей страны.

Государства ЕС, которые обеспечивают регистрацию для третьей страны, могут рассматривать вопрос о разработке дополнительных конкретных положений, чтобы укрепить проверку соблюдения законодательства и обеспечить процесс регистрации, аналогичные существующим в ЕС. Государства ЕС могут, в частности, рассматривать возможность заключения соглашений (двустороннее соглашение, меморандум о взаимопонимании, и т.д.). Такие соглашения могут включать в себя процедуру обмена информацией о соблюдении правовых норм между соответствующей исполнительной властью в третьей стране и государстве ЕС, а также о том, как сообщать о нарушениях требований законодательства в компетентный орган государства ЕС в период между первоначальной регистрацией или продления и следующим обновлением.

По крайней мере, за шесть недель до верификации или валидации в третьей стране экологический аудитор должен поставить в известность о деталях его аккредитации или лицензии и о месте и времени проведения верификации или валидации в орган по аккредитации или лицензированию государства ЕС, в который организация намеревается подать заявление о регистрации или в котором она уже зарегистрирована. Компетентный орган государства ЕС, в котором площадка будет регистрироваться, также должен быть поставлен в известность.

Если аудитор зарегистрирует несоответствие во время процесса регистрации, он не должен подписывать экологическое заявление и декларацию.

Если аудитор зарегистрирует несоответствие в период действия регистрации или во время возобновляющей проверки, он должен доложить в компетентный орган, что организация более не соответствует требованиям Регламента. Во время возобновляющей проверки аудитор может только подписать декларацию со ссылкой на статью 25(9) и улучшенное (переработанное) заявление, если организация показывает, что соответствующие меры (во взаимодействии с исполнительными органами) гарантируют восстановление соответствия. Если организация не показывает достаточных мер для восстановления соответствия законодательству, аудитор не подписывает улучшенное заявление и декларацию.

Организация на раннем этапе должна связаться с аудиторами и компетентным органом для уточнения языка, на котором будут предоставляться документы для регистрации.

Перед тем, как заявка на регистрацию будет отправлена в компетентный орган, организация должна предоставить аудитору документальные свидетельства отсутствия несоответствий применимым законодательным требованиям, относящимся к окружающей среде.

После выполнения требований EMAS, особенно относящихся к процессу регистрации, и наличия экологического заявления, подписанного аудитором, организация посылает заявку с соответствующими документами в компетентный орган для регистрации.

Компетентный орган должен проверить информацию, содержащуюся в заявке, и для этого компетентный орган должен связываться с национальным органом по аккредитации и лицензированию.

Орган по аккредитации и лицензированию должен оценить компетенцию аудитора в свете требований, установленных в Регламенте EMAS. Если компетенция аудитора не подтверждается, орган по аккредитации и лицензированию может заставить аудитора соблюсти соответствующие требования и информировать компетентный орган о проблеме. В свою очередь компетентный орган должен связываться с органом по аккредитации и лицензированию, по крайней мере, простым сообщением, что заявка на регистрацию была получена и что площадки в третьих странах будут регистрироваться. После получения такого сообщения орган по аккредитации и лицензированию направляет свои выводы, относящиеся к аудитору, в компетентный орган. Это облегчает финальную проверку компетентным органом насколько аудиторы, включенные в процесс регистрации, аккредитованы или лицензированы по всем кодам NACE, относящимся к процессу регистрации. Без такого минимального обмена информацией между компетентным органом и органом по аккредитации и лицензированию надзорные мероприятия не будут соответствовать требованиям.

Компетентный орган, отвечающий за регистрацию, будет координировать проверку соответствия законодательным требованиям на основе информации, предоставленной организацией аудитору. Только в том случае, когда государство ЕС ввело в действие специальные соглашения с третьими странами, которые включают положения, позволяющие государству ЕС связаться с органами исполнительной власти в третьих странах, они могут проверить соблюдение законодательства непосредственно у правоохранительных органов в третьих странах. Если этого нет, компетентный орган должен опираться на аудиторов и/или организацию для получения материалов, которые будут документально подтверждать соответствие законодательству.

В отношении отмены и приостановления действия регистрации компетентный орган должен действовать в соответствии с правилами, установленными в Регламенте.

Соглашения, которые подписаны между государством ЕС, ответственным за регистрацию, и третьей страной, должны включать специфические положения для гарантии мониторинга законодательства и активных сообщений о нарушениях от исполнительных органов в адрес компетентного органа.

Во всех ситуациях, даже когда такое соглашение подписано, аудитор несет ответственность за проверку соответствия законодательству. Потенциальные жалобы и несоответствия, которые могут привести к отмене или приостановке регистрации, должны быть включены в проверку соблюдения законодательству.

НГО, работающие в третьих странах, могут быть использованы как источник информации. В любом случае, аудитор должен информировать компетентный орган о любой релевантной информации, полученной в процессе проверки.

Экологическое заявление и другая релевантная информация, должны быть предоставлены на одном из официальных языков государства ЕС, в котором расположен компетентный орган. Если организация предоставляет корпоративное экологическое заявление с информацией по индивидуальным площадкам, расположенным в различных третьих странах, эта информация должна дополнительно быть представлена на одном из официальных языков третьей страны, в которой расположена площадка.

Глобальная регистрация – организация со многими площадками, расположенными в государствах ЕС и третьих странах – ситуация 3.

Глобальная регистрация EMAS означает регистрацию организации со многими площадками, расположенными как в ЕС, так и вне ЕС, подвергающихся одновременной регистрации всех площадок или их частей в государстве ЕС, которое обеспечивает регистрацию и в третьей стране: ЕС корпоративная регистрация и регистрация в третьих странах. Практически требования глобальной регистрации объединяют требования корпоративной регистрации и регистрации с участием третьих стран.

Применяемое законодательство и соблюдение правовых норм в государствах ЕС и третьих странах.

Заявка на глобальную регистрацию, т.е. заявка от организации, площадки которой расположены в ЕС и третьих странах, подается в любой компетентный орган, определенный для этих целей в одном из государств ЕС, удовлетворяющий следующим условиям:

  • государство ЕС обеспечивает регистрацию организаций, расположенных вне ЕС;
  • доступны аккредитованные или лицензированные аудиторы для проверок в третьих странах, в которых расположены площадки, аккредитации и лицензии этих аудиторов перекрывают соответствующие коды NACE организации.

Определение государств, в которых будут расположены компетентные органы для выполнения этих процедур, осуществляется на основе условий со следующим порядком предпочтения:

(1) когда организация имеет штаб-квартиру в одном из государств, определенном для регистрации третьих стран, заявка должна быть подана в компетентный орган в этом государстве;

(2) если штаб-квартира организации расположена не в государстве ЕС, которое определено для регистрации третьих стран, но она имеет центр менеджмента в этой стране, заявка на регистрацию может быть подана в компетентный орган в этой стране,

(3) если организация, подающая заявку на глобальную регистрацию, не имеет штаб-квартиры или центра менеджмента ни в одном из государств ЕС, которое определено для регистрации третьих стран, тогда организация в этом случае должна разместить центр менеджмента в государстве, определенном для регистрации третьих стран, и заявка должна быть подана в компетентный орган в этом государстве.

Если заявка включает более одного государства ЕС, должна быть выполнена процедура координации между включенными компетентными органами. Один из компетентных органов после процедуры координации будет исполнять роль ведущего компетентного органа в соответствии с процедурой ЕС «Корпоративные аспекты».

Организации из третьих стран, стремящиеся к регистрации в EMAS и желающие начать процесс регистрации, должны принять, что перед принятием решения аудиторы могут быть опрошены компетентным органом, чтобы проверить потенциальные причины для прекращения или приостановления регистрации, которые могут возникнуть в третьей стране, в которой расположены площадки. Организация должна взаимодействовать и отвечать на все вопросы аудиторов или компетентных органов, связанные с возможными причинами приостановления или прекращения регистрации. Организация также должна быть готова возместить расходы аудиторов по прояснению ситуации.

Во все ситуациях, даже когда такое соглашение существует, аудиторы несут ответственность за проверку соответствия законодательству. Потенциальные жалобы и несоответствия, которые могут привести к прекращению или приостановлению регистрации, должны быть включены в проверку жалоб.

НГО, работающие в третьих странах, могут быть привлечены к консультациям и использоваться как источник информации. В любом случае аудитор должен доложить компетентному органу любую релевантную информацию, полученную в ходе процесса проверки.

Решение Комиссии № 2013/131/EU от 4 марта 2013 г. Руководство для пользователей по шагам, необходимым для участия в EMAS в соответствии с Регламентом № 1221/2009 рассмотрено в Решении комиссии № 2013/131/EU от 4 марта 2013 г.

В этом руководстве рассмотрены преимущества, которые получает организация при внедрении EMAS:

  • Более эффективное использование ресурсов. Для организаций всех размеров, очевидно, что даже преимущества более эффективного использования энергии могут превысить ежегодную стоимость поддержания EMAS. В то же время крупные организации быстрее окупают затраты на внедрение EMAS.
  • Уменьшение количества инцидентов. Начинают играть роль такие факторы, как уменьшение нарушений экологического законодательства. Таким образом, улучшаются взаимоотношения в правоохранительными органами.
  • Улучшение взаимоотношений с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). Это особенно важно во взаимоотношениях с администрацией и сервисными компаниями.
  • Большие возможности на рынке. Регистрация в EMAS может улучшить бизнес. Она поможет сохранить существующих покупателей и ввести новый бизнес. Для государственных закупок наличие EMAS является преимуществом. Хотя при государственных закупках нельзя требовать от организаций наличия EMAS, компании, зарегистрированные в EMAS, могут использовать эту регистрацию, чтобы показать свои технические возможности для выполнения контрактных условий по экологическому менеджменту.
  • Нормативные облегчения. Организации, зарегистрированные в EMAS, могут ожидать нормативных послаблений. Для предприятий промышленного сектора это могут быть преимущества по предотвращению интегрального загрязнения и контролю соблюдения законодательства.
  • Затраты и преимущества. Компании должны рассматривать регистрацию в EMAS как инвестиции. Внедрение EMAS включает внутренние и внешние затраты, такие как консультационную поддержку, человеческие ресурсы для внедрения и последующих измерений, инспекционные проверки, оплату регистрации и т.д.

Реальные затраты и преимущества сильно меняются в зависимости от размера и активности организации, текущего состояния развития экологического менеджмента, специфики страны и т.д. Но, в основном, EMAS приводит к значительному повышению эффективности. Различные исследования показали, что организации окупают затраты на внедрение в течение достаточно короткого времени, от одного до двух лет.

Основные процедуры по внедрению EMAS могут быть сформулированы следующим образом:

  • Проведение экологического обзора, начального анализа всей деятельности организации, идентификация соответствующих прямых и косвенных экологических аспектов и применимого экологического законодательства.
  • Внедрение системы экологического менеджмента в соответствии с ИСО 14001.
  • Проверка системы посредством проведения внутреннего аудита и анализа со стороны руководства.
  • Предоставление Экологического заявления EMAS.
  • Проверка Экологического обзора и системы экологического менеджмента аккредитованным или лицензированным аудитором EMAS.
  • Подача заявки на регистрацию в компетентный орган.

Еврокомиссия разрабатывает «Отраслевые справочники», консультируясь с государствами-членами и другими заинтересованными сторонами. При внедрении EMAS организации должны принимать это во внимание и указывать в своих документах, как используются эти справочники. Каждый документ включает следующие элементы:

  • пример лучшей практики экологического менеджмента;
  • экологические характеристики для отдельных отраслей.

Когда возможно, предоставляется анализ передового опыта и рейтинговые системы определения экологических характеристик

Этап «Экологический обзор» включает следующие шаги:

  • определение требований законодательства, относящихся к организации;
  • идентификация прямых и непрямых экологических аспектов;
  • определение критериев для оценки значимости экологических аспектов;
  • рассмотрение всех существующих практик и процедур экологического менеджмента;
  • оценка обратной связи после исследования прошлых инцидентов.
  • Для идентификации экологических аспектов следует:
  • посетить площадку для проверки входных и выходных потоков процессов (сделать записи, рисунки, если это необходимо);
  • собрать рисунки и карты местности;
  • идентифицировать нормативные акты, применимые к организации;
  • собрать все экологические разрешения, лицензии и другие документы;
  • собрать все источники информации (входящие счета-фактуры, статистические данные, данные по оборудованию и пр.);
  • проверить все используемые продукты (часто данные закупочных и торговых отделов являются хорошей отправной точкой для анализа);
  • определить ключевые персоны (менеджеры и рабочие). Должны быть опрошены рабочие, включенные во все внутренние системы;
  • запросить информацию от субподрядчиков, которые могут иметь значительное влияние на экологические характеристики организации;
  • принять во внимание прошлые инциденты; и
  • идентифицировать начинающиеся и заканчивающиеся ситуации и риски.

Необходимо рассмотреть как прямые, так и косвенные экологические аспекты:

«Прямые экологические аспекты» – это аспекты, непосредственно связанные деятельностью, продуктами и услугами самой организации, которые подвергаются непосредственному контролю.

«Косвенные (не прямые) экологические аспекты» – это экологические аспекты, которые возникают в результате взаимодействия организации с третьими сторонами, и которые могут в значительной степени быть влиянием организации.

Организации должны быть способны показать, что они идентифицировали значительные экологические аспекты в соответствии с их закупочными процедурами, и что они связали эти значительные экологические аспекты с аспектами в системе менеджмента.

Прямые экологические аспекты должны быть связаны с соответствующими законодательными актами и разрешениям, т.е. если специфические загрязнители находятся вблизи лимитирующих пределов выбросов или попадают под другие требования, эти выбросы должны рассматриваться как экологические аспекты.

Следующим шагом является установление связи экологических аспектов с их воздействием. После идентификации аспектов и их воздействия необходимо определить значимость аспектов.

Вопросы, которые следует учитывать при оценке значимости, являются:

  • потенциал, который может вызвать вред окружающей среде;
  • уязвимость местной, региональной или глобальной окружающей среды;
  • размер, количество, частота и обратимость аспекта или воздействия;
  • существование и требования соответствующего экологического законодательства;
  • важность для заинтересованных сторон и сотрудников организации
  • Каждому экологическому аспекту должно соответствовать ранжированное воздействие в соответствии с:
  • величиной (уровень выбросов, потребление воды и энергии и т.д.);
  • безопасностью (опасные явления, токсичность);
  • частотой/вероятностью;
  • опасениями заинтересованных сторон;
  • законодательными требованиями.

Проверка соответствия законодательству.

Соответствие законодательству означает полное внедрение применимых законодательных требований, включая разрешения, относящиеся к окружающей среде.

Идентификация всех применимых законодательных требований требует принятия во внимание экологического законодательства разных уровней – национального, регионального или локального, включая разрешения и лицензии.

Система экологического менеджмента.

Для регистрации в EMAS организация должна внедрить систему экологического менеджмента в соответствии со стандартом ИСО 14001. Требования стандарта ИСО 14001:2015 будут рассмотрены далее.

Руководство EMAS определяет требования в документации системы экологического менеджмента.

Руководство СЭМ. Руководство СЭМ включает экологическую политику, экологические протоколы и активность. Оно должно быть интегрировано в годовой план менеджмента. Руководство не должно быть объемным и сложным. – оно должно помочь персоналу понять, как организация устанавливает и структурирует систему экологического менеджмента, как взаимодействуют различные части системы экологического менеджмента, и какова роль отдельного работника в схеме. Руководство не является обязательным, но многие организации предпочитают иметь его.

Документация по процедурам описывает КАК, КОГДА и КТО проводит отдельные мероприятия.

Примеры процедур:

  • идентификация и оценка значительных экологических аспектов;
  • оценка соответствия законодательству;
  • менеджмент идентифицированных значительных экологических аспектов;
  • менеджмент, мониторинг и измерения;
  • менеджмент чрезвычайных ситуаций;
  • менеджмент несоответствий, предупреждающих и корректирующих действий;
  • идентификация компетенций и управление ими;
  • управление документацией;
  • управление записями;
  • внутренний аудит.

Рабочие инструкции. Рабочие инструкции должны быть ясными и легко понятными. Они должны объяснять соответствующие активности, экологические риски, связанные с активностью, специфическую подготовку персонала, ответственного за соответствующие активности. Полезно снабжать их рисунками, пиктограммами и другими инструментами, чтобы персонал мог легко понять инструкцию.

Экологическое заявление EMAS представляет собой сжатую информацию для общества и других заинтересованных лиц и организаций, описывающую организационную структуру и деятельность, экологические аспекты и воздействия, экологические программы, цели и задачи, экологическую политику и систему экологического менеджмента, экологические характеристики и соответствие экологическому законодательству. Заявление является одной из уникальных характеристик EMAS по сравнению с другими системами экологического менеджмента.

Для общества заявление подтверждает приверженность организации к решительным действиям в области окружающей среды. Для организации это хорошая возможность показать, что она делает для улучшения окружающей среды. Минимальные требования к заявлению EMAS включают:

  • Четкое и однозначное описание организации, регистрирующейся в EMAS, резюме её деятельности, продукции и услуг, и ее взаимоотношения с какими-либо вышестоящими организациями.
  • Экологическую политику и краткое описание системы экологического менеджмента организации.
  • Описание всех значительных прямых и косвенных экологических аспектов, которые приводят к значительным экологическим воздействиям организации, и объяснение природы воздействий этих аспектов. Прямые и косвенные экологические аспекты должны рассматриваться раздельно.
  • Описание экологических целей и задач по отношению к значительным экологическим аспектам и воздействиям.
  • Обзор имеющихся данных по деятельности организации в отношении ее экологических целей и задач и их значительных экологических последствий.
  • Прочие факторы, касающиеся экологической эффективности, включая нарушение правовых положений, связанных со значительными экологическими последствиями.
  • Ссылки на соответствующие нормативные требования, относящиеся к окружающей среде.
  • Данные аудитора (имя, аккредитация или номер лицензии и срок действия).
  • Если организация публикует Экологическое заявление как часть другого отчета, она должна указать, когда заявление было проверено.

Руководство рассматривает ключевые экологические индикаторы, которые должны использоваться организациями всех типов. Каждый показатель состоит из входных потоков и выходных потоков, для которых берется отношение.

Входные потоки:

  • энергетическая эффективность:
  • эффективность использования материалов;
  • вода;
  • отходы;
  • биоразнообразие;
  • использование застроенной земли в м2.
  • выбросы.
  • Выходными потоками могут быть:
  • Для производственных отраслей (промышленность) – валовый внутренний продукт (млн. евро) или общее количество произведенной продукции (тонн). Малые организации могут использовать ежегодный оборот или число работников.
  • Непроизводственный сектор (услуги, администрации) – число работников.
  • В руководстве также приводятся требования и условия верификации и валидации, а также требования к аудитору и аудирующей организации (компетентному органу).

Сообщение комиссии № 2011/С3502, устанавливает ориентировочный перечень отраслей для принятия отраслевых и межотраслевых справочных документов в соответствии с Регламентом № 1221/2009.

Основные критерии отбора отраслей следующие:

  • экологическое воздействие отрасли в Сообществе;
  • уровень понимания EMAS в отрасли;
  • потенциал экологического улучшения в «цепочке ценностей» отрасли.

Одним из аспектов анализа было сравнение экологического воздействия различных отраслей экономики, которое могло быть подтверждено соответствующими документами. Использованные данные были проверены Экологическим информационным центром природных ресурсов и продуктов (Евростат). Результаты привели к созданию списка 20 отраслей, ранжированных по их общим агрегированным экологическим воздействиям, вычисленных на основе четырех индикаторов: Глобальный индекс потепления (Global Warming Potential, GWP), потенциал окисления (Acidification Potential, AP), фотохимический потенциал образования озона (Photochemical Ozone Creation Potential, POCP) и потенциал морской эвтрофикации (Marine Eutrophication Potential, MEP).

Эти оценки предположили, что критерии экологического воздействия особенно важны для следующих отраслей:

  • сельское хозяйство;
  • строительство;
  • пищевая промышленность и производство напитков;
  • менеджмент отходов; и
  • производство электрического и электронного оборудования.

Рассматривая уровень понимания EMAS в отрасли, было выделено несколько отраслей, в каждой из которых зарегистрировано более 100 компаний:

  • строительство;
  • пищевая промышленность и производство напитков;
  • государственное управление;
  • туризм;
  • менеджмент отходов;
  • производство готовых металлических изделий.

Потенциал экологического улучшения в «цепочке ценностей» отрасли относится к последовательности действий от разработки и производства до маркетинга, службы продаж, переработки и захоронения. Наибольшим потенциалом обладают такие отрасли, как автомобилестроение, телекоммуникации, оптово-розничная торговля, туризм и государственное управление. В результате был представлен перечень предпочтительных отраслей:

  • оптовая и розничная торговля;
  • туризм;
  • строительство;
  • государственное управление;
  • производство электронного и электрического оборудования;
  • автомобилестроение;
  • производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;
  • пищевая промышленность и производство напитков;
  • менеджмент отходов;
  • телекоммуникации.

EMAS easy

В 2001 году EMAS упрочила свои позиции, интегрировав систему экологического менеджмента в соответствии с ISO 14001 как необходимое условие для EMAS, утвердила логотип EMAS как показатель регистрации EMAS для внешнего мира, и акцентировала косвенные воздействия, например, связанные с финансовыми услугами или решениями в области управления и планирования.

Малые и средние предприятия (МСП), а также микропредприятия образуют экономический костяк большинства Европейских стран. Они в среднем составляют 90% промышленного сектора и вносят значительный вклад в экономический рост, социальную сплоченность, занятость, региональное и местное развитие. В большинстве таких компаний работают менее 5 человек. Одна из основных сегодняшних тенденций в развитии мировой экономики заключается во все более интенсивной стандартизации товаров, процессов управления и информации. Поставки товаров и услуг в разные страны мира обязывают компании использовать единую маркировку, стандарты, инструменты управления и системы контроля. Эта тенденция усиливается «позеленением» государственных программ и «зелеными» корпоративными закупками. Данные меры становятся нормой, что приведет к сбалансированным закупкам. Для МСП, участвующих в цепи поставок на европейском и мировом рынке, эти перемены отразятся на их повседневной деятельности.

EMAS easy – это метод внедрения EMAS, который соразмерен масштабу, финансовым возможностям и организационной культуре малого бизнеса. Используя ряд новых приемов, он помогает добиться соответствия ИСО 14001 и EMAS, но основное внимание уделяется главному – охране окружающей среды на производстве.

EMAS easy внедряет EMAS за 10 дней, усилиями 10 человек, с документацией на 10 страницах. Суть EMAS easy - уменьшение бюрократии, облегчение доступа к знаниям, снижение затрат на консультантов и верификацию.

Внедрение EMAS easy на МПС состоит из 30 шагов.

Первые 10 шагов – это картографирование. Эко-картографирование – это простой практичный способ, разработанный в визуальном формате для использования в качестве руководства организациями, делающими первые шаги в области экологического менеджмента.

Эко-картографирование – это тщательное рассмотрение воздействий на среду, экологических проблем и принятой практики на МСП, в котором участвуют и обучаются сотрудники. Поэтому его можно использовать в первоначальной проверке состояния окружающей среды, требуемой EMAS. Полезные экологические данные систематически собираются в реальной производственной обстановке, а не только из документации.

В эко-картографировании используется несколько эко-карт, чтобы выявить и наглядно представить экологические проблемы («горячие точки») внутри компании. Различные карты (вода, энергия, воздух, отходы) образуют полезный многоуровневый комплект графической информации и сразу же подводят компанию к программе экологических действий.

Так как 80% экологической информации собирается на конкретных местах, эко-карты показывают, что и где происходит.

Эко-картографирование – идеальное начальное руководство для ЭМ. Оно помогает за 10 шагов понять экологические проблемы, потоки материалов и рабочие процессы, узнать мнения работников и их понимание проблем:

Шаг 1: Карта городской ситуации. Местоположение компании в городе: ситуация в городе. Составить карту территории, занимаемой организацией (вид сверху), включая автостоянки, подъездные пути, дороги и прилегающие объекты. Какова общая картина? Следует подумать также и о транспортных средствах, субподрядчиках, политике закупок и воздействии, производимом вашей продукцией и услугами!

Шаг 2: Поток материалов. Определить потоки материалов и их характеристики; это поможет в дальнейшей работе уделить больше внимания таким аспектам, как хранение материалов, риск для здоровья и использование ресурсов. Потоки материалов также дают представление о сопутствующих затратах.

Шаг 3: Опрос сотрудников – «Карта погодных условий». Работники – это взрослые люди со своим опытом, мнениями и идеями. Необходимо привлечь их к участию на этом этапе и провести 120-секундный аудит. Это подскажет вам, как лучше проводить оценку рабочих зон и поможет заручиться поддержкой сотрудников в EMAS.

Шаг 4: Эко-карта воды.

Шаг 5: Эко-карта почв и складирования.

Шаг 6: Эко-карта воздуха, запахов, шума и пыли.

Шаг 7: Эко-карта энергии.

Шаг 8: Эко-карта отходов.

Шаг 9: Эко-карта рисков.

Шаги 4, 5, 6, 7, 8, 9. Необходимо составить карту (план) территории. Проводить наблюдения и оценивать экологичность процессов и оборудования. Эко-карты должны отражать реальную ситуацию – они должны быть простыми, узнаваемыми и выдерживать пропорции. Они должны быть датированы, иметь название и справочный номер. Рекомендуется изобразить на картах один-два важных объекта, которые сразу же помогут сориентироваться на месте (напр., станки, котлы и т.п.)

Шаг 10: Система экологической информации. Во время этого этапа будет выявлена недостающая информация, а также будет необходимо принять решение, какие экологические шаги и действия следует предпринять.

Шаг 11: Улучшить эко-карты для EMAS. Эко-картографирование очень неформально и произвольно. Оно предоставляет данные о значительном количестве экологических проблем и вопросов. Нужно рассортировать информацию, поместить ее в соответствующие разделы, что подведет к логике управления средой.

Шаги с 12 по 16: Планирование системы экологического менеджмента.

Шаг 12: Разработка экологической политики.

Шаги 13 и 14: Определение значительных экологических аспектов.

Шаги 15 и 16: Разработка целей, планов и программ экологического менеджмента.

Шаги с 17 по 23: Внедрение и повседневное управление системой экологического менеджмента.

Шаг 17: Распределение работы и заданий в EMAS.

Шаг 18: Обучение персонала.

Шаг 19: Экологическое руководство.

Шаги с 24 по 28: Контроль системы экологического менеджмента..

Шаги 24 и 25: Внутренний эко-контроль – «быстрая проверка»

Шаг 26: Регистрация документов и событий – журнал эко-записей.

Шаги 27 и 28: Анализ со стороны руководства.

Шаг 29: Экологическая декларация.

Шаг 30: Верификация и использование лого EMAS.

Следует отметить, что шаги с 12 по 28 фактически являются требованиями стандарта ИСО 14001 к системам экологического менеджмента.

Требования ISO 14001:2015.

ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». Третья версия стандарта соответствует требованиям ИСО к стандартам на системы менеджмента. Эти требования включают структуру высокого уровня, идентичный текст, общие термины с основными определениями, разработанные в интересах пользователей, внедряющих несколько стандартов ИСО на системы менеджмента.

Организация, которая желает продемонстрировать соответствие настоящему стандарту, может сделать это посредством:

  • проведения самооценки и самодекларирования; или
  • подтверждения ее соответствия сторонами, которые заинтересованы в организации, такими как потребители; или
  • подтверждения ее самодекларирования стороной, являющейся внешней по отношению к организации; или
  • сертификации/регистрации ее системы экологического менеджмента внешней организацией.

Как уже отмечалось выше, разработка системы экологического менеджмента в соответствии со стандартом ISO 14001:2015 является необходимым условием регистрации в EMAS.  Cтандарт устанавливает требования к системе экологического менеджмента (СЭМ), которую организация может разрабатывать для улучшения экологических результатов ее деятельности.

При внедрении СЭМ организация должна определить:

  • заинтересованные стороны, имеющие отношение к системе экологического менеджмента;
  • соответствующие потребности и ожидания (т.е. требования) этих заинтересованных сторон;
  • какие из этих потребностей и ожиданий становятся ее принятыми обязательствами.

                               В соответствии со структурой высокого уровня стандарт содержит следующие разделы:

  • Введение.
  • 1 Область применения.
  • 2 Нормативные ссылки.
  • 3 Термины и определения.
  • 4 Среда организации.
  • 5 Лидерство.
  • 6 Планирование.
  • 7 Средства обеспечения.
  • 8 Деятельность.
  • 9 Оценка результатов деятельности.
  • 10 Улучшение.

Применение структуры высокого уровня упрощает согласование требований системы экологического менеджмента с требованиями стандартов на другие системы менеджмента при разработке интегрированных систем.

Введение рассматривает цель системы экологического менеджмента и факторы успеха при ее внедрении, а также принципы построения на основе цикла PDCA.

Раздел «Область применения» показывает желаемые результаты системы экологического менеджмента, соответствующие экологической политике организации, включающие:

  • улучшение экологических показателей;
  • выполнение обязательных требований;
  • достижение экологических целей.

Нормативные ссылки в этом стандарте отсутствуют, а термины и определения, представленные в разделе 3, позволяют описать всю систему экологического менеджмента.

Описание системы экологического менеджмента начинается с раздела 4 «Контекст организации». В соответствии с требованиями этого раздела организация должна определять внешние и внутренние факторы, которые существенны с точки зрения ее целей и которые влияют на способность ее системы экологического менеджмента достигать ожидаемого результатов.

При этом организация должна установить заинтересованные стороны, значимые в рамках системы экологического менеджмента, существенные потребности и ожидания этих заинтересованных сторон, какие из этих потребностей и ожиданий будут ее обязательствами соблюдения.

Организация должна определить границы и применимость системы экологического менеджмента для того, чтобы установить ее область действия. После определения этой области вся деятельность, все продукты и услуги организации, включенные в эту область, должны быть включены и в систему экологического менеджмента.

В процессе разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы экологического менеджмента одним из самых важных элементов системы является лидерство (раздел 5). Лидерство связано с ответственностью за результативность СЭМ, а также с ее ресурсным обеспечением.

Экологическая политика организации, разрабатываемая высшим руководством, должна:

  1. a) соответствовать целям и контексту организации, включая характер, масштаб и влияние на окружающую среду ее деятельности, продуктов и услуг;
  2. b) обеспечивать основу для постановки экологических целей;
  3. c) включать обязательство защищать окружающую среду, включая предотвращение загрязнений и другие обязательства, существенные с точки зрения контекста организации;
  4. d) включать готовность выполнять обязательные требования;
  5. e) включать обязательство постоянно улучшать систему экологического менеджмента с целью повышения показателей экологической деятельности.

Эта политика должна быть:

  • оформлена как документированная информация;
  • доведена до сведения сотрудников организации;
  • доступна заинтересованным сторонам.

Раздел также подчеркивает ответственность и полномочия сотрудников организации, которые должны быть определены высшим руководством.

При планировании системы экологического менеджмента (раздел 6) организация должна определить риски и возможности, связанные с ее экологическими аспектами. Это положение является новым по сравнению с предыдущими версиями стандарта.

При определении экологических аспектов организация должна принять во внимание:

  1. a) изменения, включая запланированные или новые разработки, а также новые или измененные виды деятельности, продукты и услуги;
  2. b) нарушение нормальных условий и прогнозируемые в разумных пределах чрезвычайные ситуации.

Организация должна определить те аспекты, которые имеют или могут иметь существенное экологическое воздействие, т.е. значимые экологические аспекты.

Организация должна  определить обязательные требования, применимые к организации, учитывать эти обязательные требования при разработке, внедрении, функционировании и постоянном улучшении ее системы экологического менеджмента.

Организация должна планировать:

  1. a) выполнение мероприятий в отношении значимых экологических аспектов, обязательных требований, рисков и возможностей;

б) а также, каким образом выполнять эти мероприятия в рамках процессов системы экологического менеджмента или других бизнес-процессов; и оценивать результативность этих мероприятий.

Организация должна установить экологические цели для значимых функций и уровней, принимая во внимание значимые экологические аспекты организации и связанные с ними обязательные требования, а также учитывая риски и возможности.

Экологические цели должны: быть согласованы с экологической политикой, быть измеримыми, отслеживаться с точки зрения их выполнения, быть доведены до сведения и обновляться по необходимости.

При планировании достижения экологических целей следует определить мероприятия, необходимые ресурсы, ответственность и сроки достижения целей.

Ресурсы (раздел 7) являются необходимым условием для достижения целей при разработке, внедрении, функционировании и постоянном улучшении системы.

Организация также должна определить компетентность лиц, выполняющих работу, связанную с экологическими аспектами. Это может потребовать обучение сотрудников, их перемещение или прием новых сотрудников, а также наставничество.

В то же время лица, работающие в рамках системы экологического менеджмента, должны быть информированы об экологической политике, значимых экологических аспектах и возможных воздействиях, связанных с ними, своем вкладе в результативность системы экологического менеджмента и последствиях несоответствий

Организация должна определить, внедрить и поддерживать процессы, необходимые для внутренних и внешних коммуникаций, существенных для системы экологического менеджмента. При разработке процессов коммуникации организация должна учесть свои обязательные требования и гарантировать, что сообщаемая экологическая информация соответствует информации, полученной в рамках системы экологического менеджмента, и является надежной.

Организация должна осуществлять процессы как внутренней, так и внешней коммуникации.

Система экологического менеджмента организации должна включать документированную информацию и сохранять ее для необходимых процессов. Эта документированная информация должна быть идентифицирована и иметь выходные данные. Для управления документированной информацией должна быть разработана соответствующая процедура, обеспечивающая рассылку, хранение, контроль изменений.

Функционирование СЭМ (раздел 8) включает оперативное планирование и управление. В рамках концепции жизненного цикла организация должна определить средства управления, экологические требования к закупаемым продуктам и услугам, сообщить свои существенные экологические требования заинтересованным сторонам.

Этот раздел также рассматривает готовность организации к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них. Для этого необходимо разработать план мероприятий для предотвращения или снижения негативных экологических воздействий от чрезвычайных ситуаций и периодически пересматривать этот план.

Оценка результатов деятельности (раздел 9) включает мониторинг, измерение, анализ и оценку, внутренний аудит и анализ менеджмента.

В первую очередь необходимо вести мониторинг показателей экологической деятельности, используя соответствующие методы мониторинга, измерений, анализа и оценки, а также критерии, в сравнении с которыми будут оцениваться показатели экологической деятельности.

Организация должна через запланированные интервалы времени проводить внутренние аудиты, чтобы получить информацию о соответствии СЭМ внутренним требованиям организации, и результативно внедрена и функционирует. Для этого должна быть разработана программа аудита.

Система экологического менеджмента должна анализироваться высшим руководством организации. Результаты анализа должны включать заключения о результативности системы менеджмента, решения, связанные с возможностью для улучшения и стратегического развития организации.

Заключительным разделом стандарта является раздел «10 Улучшение», в котором говорится, что организация должна выявлять возможности для улучшения системы. При этом организация должна реагировать на несоответствия, управлять несоответствиями, снижать негативные экологические воздействия. Корректирующие действия должны соответствовать значимости последствий выявленных несоответствий, включая экологические воздействия.

Организация должна постоянно улучшать пригодность, соответствие и результативность системы экологического менеджмента для улучшения показателей экологической деятельности.

В результате внедрения системы экологического менеджмента в соответствии со стандартом ISO 14001:2015 и ее сертификации организация:

  • улучшает экологические показатели;
  • выполняет обязательные требования;
  • достигает экологических целей.

Требования ISO 14004:2016.

ISO 14004:2016 «Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по внедрению». Стандарт представляет собой руководство по созданию, внедрению, поддержанию в рабочем состоянии и улучшению системы менеджмента окружающей среды и ее согласованию с другими системами менеджмента.

Рассмотрим стандарт кратко.

Основная цель настоящего стандарта заключается в предоставлении организациям руководящих указаний для разработки, внедрения, поддержания и постоянного улучшения системы экологического менеджмента. Такая структура должна способствовать долгосрочному успеху организации и достижению общей цели устойчивого развития. Практические примеры, приведенные в стандарте, помогут организациям в разработке систем экологического менеджмента.

Стандарт содержит руководящие указания для организации по разработке, внедрению, поддержанию и улучшению устойчивой, вызывающей доверие и надежной системы экологического менеджмента. Руководящие указания предназначены для организаций, стремящихся управлять своей экологической ответственностью на системной основе, что вносит вклад в экологическую составляющую устойчивого развития.

Структура стандарта также соответствует структуре высокого уровня.

Стандарт отмечает важность понимания среды организации, так как организация подвергается влиянию внутренних и внешних факторов. Эти факторы являются важной темой для организации, проблемами для дискуссии, обсуждения или изменения обстоятельств, которые влияют на способность организации достигать намеченных результатов, установленных для ее системы экологического менеджмента. В стандарте приводятся примеры того, что может быть рассмотрено для определения внешних факторов, экологических условий, включая события, а также внутренних факторов.

Рассматривая заинтересованные стороны, стандарт отмечает, что они также являются частью среды, в которой функционирует организация, и должны быть рассмотрены при анализе организацией ее среды. Определение заинтересованных сторон и развитие отношений с ними способствует обмену информацией, что может привести к возникновению взаимопонимания, доверия и уважения. Такие отношения не должны быть формальными.

Стандарт определяет соответствующие заинтересованные стороны, их потребности и ожидания. Примеры заинтересованных сторон, их потребностей и ожиданий приведены в блоке практической помощи. Заинтересованные стороны предлагается рассматривать на основе ответственности, влияния, близкого расположения, зависимости, представительства и полномочий.

Рассматривая систему экологического менеджмента, стандарт подчеркивает необходимость ее постоянного улучшения. Полученные преимущества будут включать улучшение экологических результатов деятельности, полученных из знаний, накопленных в результате разработки, внедрения и поддержания системы экологического менеджмента.

В разделе «Лидерство» отмечается необходимость ответственности руководства за результативность системы экологического менеджмента, которая включает предоставление физических и финансовых ресурсов, так же как и определение направления развития, что подразумевает активную вовлеченность руководства в поддержание системы экологического менеджмента.

В блоке практической помощи рассматривается интегрирование СЭМ в бизнес-процессы организации, что повысит способность организации функционировать более результативно.

При рассмотрении экологической политики стандарт отмечает, что организация может решить сделать экологическую политику доступной без каких-либо ограничений, например, разместив ее на своей web-странице, или, при необходимости, сделать ее доступной после того, как заинтересованная сторона предоставит организации информацию о себе, своих потребностях и ожиданиях, или же по запросу.

В стандарте рассматриваются возможные практические меры по защите окружающей среды.

В разделе «планирование» большое внимание уделяется экологическим аспектам, воздействиям и связанными с ними рисками. Приводятся примеры рисков, подходов к их определению для различных процессов. Отмечается целесообразность похода оценки жизненного цикла к продукции и услугам организации, который позволит минимизировать экологические риски.

Стандарт рассматривает требования по соблюдению обязательств организации, которые определяются экологической политикой, экологическими целями, ответственностью персонала, периодической оценкой.

При планировании деятельности предлагается включить различные методы для оценки эффективности предпринятых действий, включая статистические методы, методы мониторинга, и сравнение полученных результатов с запланированными характеристиками.

Экологические цели могут быть установлены как в целом для организации, так и для ее отдельных подразделений, но желательно, чтобы все подразделения вносили свой вклад в достижение целей.

Ключевые показатели деятельности важны для оценки текущей деятельности организации. Организация может использовать показатели состояния окружающей среды (ПСОС), показатели эффективности менеджмента (ПЭМ) и показатели эффективности экологического менеджмента (ПЭЭМ), соответствующие стандарту ISO 14031:2013 и рассмотренные в главе V. Даны примеры этих показателей.

Рассматривая необходимость менеджмента ресурсов, стандарт отмечает, что ресурсы должны быть предоставлены своевременно и наиболее эффективным образом. Отмечается необходимость компетенции персонала, и приводятся примеры необходимых компетенций в различных областях деятельности внутри организации.

В стандарте приведены примеры коммуникаций системы экологического менеджмента для распространения сведений об эффективности системы экологического менеджмента и подтверждения соблюдения требований системы.

Подтверждается необходимость ведения и сохранения документированной информации для эффективного менеджмента ключевых активностей организации. Отмечается, что создание не необходимой или сложной документированной информации может снизить эффективность системы. Документированная информация СЭМ может быть совмещена с документированной информацией других систем менеджмента.

Приведены примеры документированной информации, относящиеся к различным разделам стандарта ISO 14001.

В разделе «функционирование» даются рекомендации по иерархии экологических воздействий:

  • ограничение использования (запрет использования некоторых веществ);
  • замена одних веществ на другие, более экологичные;
  • инструментальный контроль;
  • административный контроль; и т.д.

Даются рекомендации по операционному контролю.

Для подготовки к чрезвычайным ситуациям (раздел 8.2) стандарт рекомендует рассмотреть начальные воздействия, которые могут привести к вторичным экологическим воздействиям. Например, в результате пожара (первичное воздействие) должно быть рассмотрено загрязнение воздуха (вторичное воздействие).

При планировании чрезвычайных ситуаций рекомендуется взаимодействие с другими системами менеджмента.

Оценку результатов деятельности (раздел 9) организация должна вести посредством мониторинга, измерения, анализа и оценки. Требования этого раздела практически совпадают с требованиями ISO 14001. Отмечается, что оценка соответствия должна представлять собой итерационный процесс, который использует результаты всех областей системы экологического менеджмента, чтобы определить, насколько организация выполняет требования соответствия. Эти требования соответствия должны распространяться на все процессы системы экологического менеджмента.

Организация должна разрабатывать программу внутреннего аудита и устанавливать его периодичность. Внутренний аудит проводится беспристрастным аудитором или командой аудиторов с привлечением технических экспертов, совместные компетенции которых позволят достигнуть целей аудита.

В стандарте определены входные показатели для анализа менеджмента и результаты, которые должны быть достигнуты в результате анализа.

В стандарте отмечается, что возможности улучшения вытекают из результатов:

  • мониторинга, измерения, анализа и оценки соответствующих экологических характеристик и выполнения требований соответствия;
  • аудитов системы экологического менеджмента;
  • анализа менеджмента.

Организация должна оценивать возможные несоответствия, которые могут быть, например, следствием недооценки значимости экологических аспектов, не достижением целей по снижению потребления энергии и т.д. При обнаружении несоответствий должны быть установлены их причины и предприняты дополнительные меры для предотвращения таких несоответствий.

Для непрерывного улучшения в стандарте предложен ряд полезных источников, таких как:

  • опыт, полученный из несоответствий и соответствующих корректирующих действий;
  • бенчмаркинг лучших практик;
  • торговые ассоциации;
  • новое законодательство или предложенные изменения в законодательство;
  • результаты аудитов систем экологического менеджмента; и т.д.
  • Даны примеры улучшений:
  • разработка процессов по оценке новых материалов, чтобы обеспечить применение более безопасных материалов;
  • снижение образования отходов;
  • повторное использование воды;
  • развитие культуры постоянных улучшений в организации;
  • развитие партнерства с заинтересованными сторонами;
  • оценка устойчивости бизнес-процессов организации.

В Приложении А к стандарту (таблица А.1) приведены примеры деятельности, продукции и услуг и связанные с ними экологические аспекты, воздействия, риски, возможности и планируемы действия. В Таблице А.2 приведены примеры деятельности, продукции и услуг и связанные с ними экологические аспекты, экологические цели, задачи, программы, индикаторы, методы операционного контроля, мониторинга и измерений. В Таблицах А.3. и А.4 даны примеры рисков и возможностей, а также планируемые действия для выполнения требований соответствия и других требований.

В Приложении В рассматриваются этапы внедрения системы экологического менеджмента на основе стандарта ISO 14005.

Список источников

  1. A. Bohoris, E. O’Mahony, (1994) "BS 7750, BS 5750 and the EC′s Eco Management and Audit Scheme", Industrial Management & Data Systems, Vol. 94 Issue: 2, pp.3-6, URL: https://doi.org/10.1108/02635579410055819 (дата обращения 15.09.2017).
  2. Regulation No 1221/2009 of the European Parliament and of the Council of 25 November 2009 on the voluntary participation by organizations in a Community eco-management and audit scheme (EMAS), repealing Regulation (EC) No 761/2001 and Commission Decisions 2001/681/EC and 2006/193/EC)/ URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX% (дата обращения 15.09.2017).
  3. 2011/832/EU Commission Decision of 7 December 2011 concerning a guide on EU corporate registration, third country and global registration under Regulation (EC) No 1221/2009 of the European). URL: https://www.tib.eu/en/search/id/BLSE%3ARN303822572/2011-833-EU-Commission-Decision-of-12-December/?tx_tibsearch_search%5Bsearchspace%5D=tn (дата обращения 15.09.2017).
  4. EU Commission decision 2013/131/EU of 4 March 2013 establishing the user’s guide setting out the steps needed to participate in EMAS, under Regulation (EC) No 1221/2009 of the European Parliament and of the Council on the voluntary participation by organizations in a Community eco-management and audit scheme (EMAS). URL: (http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:32013D0131 (дата обращения 15.09.2017).
  5. EMAS "easy" for small and medium enterprises. URL: https://publications.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/a46da1ae-edee-47aa-b871-d13baa946379/language-en (дата обращения 15.09.2017).
  6. ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».
  7. ISO 14004:2016 «Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по внедрению».
  8. ISO 14031:2013 «Экологический менеджмент. экологических показателей. Руководство».