Источник фото https://freephotos.cc

 

Основные вопросы

УЧЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ - ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЕС ПО УЧЕТУ ПРИРОДНОГО КАПИТАЛА И БИОРАЗНООБРАЗИЮ
ПРИРОДНЫЙ КАПИТАЛ И БИОРАЗНООБРАЗИЕ
ФИНАНСОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПРИРОДНОГО КАПИТАЛА

 

Учет природных ресурсов - история возникновения понятия

В рамках экологических инициатив, получивших распространение во второй половине XX, века возникли две взаимодействующие концепции – «зеленой экономики» (“green economy”) и «циклической экономики» (“circular economy”). В их основе лежит понимание того, что природные ресурсы являются ограниченными. Поэтому учет природного капитала стал отдельным направлением деятельности государственных органов. Со стороны пользователей природных ресурсов важным стало понимание сути экономики будущего и новых бизнес-моделей, характерных для «зеленой», т.е. экологичной и социально благоприятной экономики. Эти концепции получили развитие в рамках концепции устойчивого развития после саммита в Рио де Жанейро. Природный капитал считается экологическим запасом или ресурсами Земли, которые обеспечивают товары, потоки и экологические услуги, необходимые для поддержания жизни. Примерами природного капитала являются: полезные ископаемые; воды; ассимиляция отходов; поглощение диоксида углерода; пахотная земля; естественная среда; ископаемое топливо; контроль эрозии; отдых; визуальные удобства; биоразнообразия; регулирование температуры и кислород. Природный капитал имеет финансовую ценность, так как использование естественного капитала стимулирует многие предприятия. Это определяет потребности в учете природного капитала. Первая версия Системы экологического и экономического учета (СЭЭУ, SEEA) была представлена в 1993 году. В 2000 году было опубликовано руководство СЭЭУ , в котором содержатся практические рекомендации по внедрению модулей СЭЭУ с максимальной согласованностью с национальными статистическими стандартами.

В 2005 году был опубликован доклад «Оценка экосистем на пороге тысячелетия», результаты которого показывают, что за последние 50 лет деятельность человека привела к огромной потере биоразнообразия и сокращению объема экосистемных услуг. Как отмечается в Докладе, это окажет негативное влияние на процессы развития во всех странах, особенно в развивающихся странах. В докладе SEEA-2003 был проведен последовательный анализ вклада окружающей среды в экономику и влияние экономики на окружающую среду, состав и функции природного капитала. Доклад послужил основой для дальнейшей разработки стандарта учета естественного капитала и экосистемных услуг.

Природные ресурсы (рис. 8.1) являются частью природного капитала. Природные ресурсы являются основой природного капитала, который, в свою очередь, является основой для развития человеческой цивилизации. Природный капитал лежит в основе производственного, финансового, интеллектуального и других видов капитала.

Рисунок 8.1. Учёт природных ресурсов

Природный капитал – это расширение понятия капитала как средств производства на товары и услуги, которые можно получить с использованием природных ресурсов. Это относится к материальным запасам (например, древесина), которые требуют воспроизводства (например, воспроизводство лесов, посадка новых деревьев) и экологических услуг (снижение уровня углекислого газа, борьба с эрозией почв). Такие материальные запасы могут использоваться в производстве товаров и услуг, а также выполняют выполняют экосистемную, рекреационную, культурно-историческую функции.

Изменения в доступности и качестве запасов природного капитала, а также услуг, которые он обеспечивает, напрямую сказываются на экономической эффективности государств и регионов. Например, отсутствие доступности воды для охлаждения объектов атомной энергетики может привести к отключению электроэнергии и техногенным катастрофам. Снижение уровня воды может привести к невозможности осуществления грузовых перевозок. Вместе с тем, увеличение уровня воды приводит к наводнениям, невозможности использования затопленных территорий для сельского хозяйства, материальным затратам на мелиорацию.

Нерациональная хозяйственная деятельность приводит к уменьшению природного капитала: снижению качества жизни, дополнительным затратам на здравоохранение, уменьшению продолжительности жизни. По оценкам Всемирного Банка, государства ЕС тратят в среднем менее 1% ВВП на воспроизводство природных ресурсов (по сравнению с 7,5% на здравоохранение, 5,3% на образование и 1,5% на оборону. По оценке Программы Организации объединенных наций по окружающей среде (UNEP) минимальный порог для полноценного воспроизводства природного капитала составляет 2% ВВП.

В современной экономике – экономике, основанной на знаниях – в странах ЕС ведущую долю в общественном богатстве и национальном благосостоянии играет человеческий капитал (в странах ЕС 68 – 76%). Материальный капитал составляет 18-20%. Природный капитал при этом составляет 2 – 5%. Для сравнения, в экономиках, зависящих от природных ресурсов, доля природного капитала в национальном благосостоянии превышает 50% (Россия – 62%, Саудовская Аравия – 56%, … Германия – 3%, Франция – 1%, Великобритания – менее 1%).

Ключевые нормативные документы ЕС по учету природного капитала и биоразнообразию

Основные документы, регулирующие учет природного капитала и биоразнообразие публикуются на официальном портале (http://biodiversity.europa.eu/maes). По состоянию на октябрь 2017 года к ним относились:

Аналитическая основа для оценки экосистем в рамках Действия 5 Стратегии сохранения биоразнообразия ЕС на период до 2020 года (дискуссионный документ - окончательный вариант, апрель 2013 года) - этот отчет представляет собой основу для анализа экосистем в странах ЕС (http://ec.europa.eu/environment/nature/knowledge/ecosystem_assessment/pdf/MAESWorkingPaper2013.pdf).

Показатели для оценки экосистем в рамках действия 5 Стратегии сохранения биоразнообразия ЕС до 2020 года (2-й отчет - окончательный, февраль 2014 года) в отчете приводятся показатели, которые могут использоваться на уровне европейских стран и государств-членов для сопоставления и оценки биоразнообразия, состояния экосистем и экосистемных услуг в соответствии с международной классификацией услуг (http://catalogue.biodiversity.europa.eu/uploads/document/file/1230/2ndMAESWorkingPaper.pdf).

Классификация и оценка экосистемы и их услуг - В документе представлен анализ тенденций использования экосистемных услуг в европейском масштабе в период с 2000 по 2010 год. (http://catalogue.biodiversity.europa.eu/uploads/document/file/1227/lbna27143enn.pdf).

Европейская экосистемная оценка - концепция, данные и реализация - технический отчет июнь 2015 г. (http://catalogue.biodiversity.europa.eu/uploads/document/file/1228/Tech_06_2015_THAK15006ENN-1.pdf

Картирование и оценка экосистем и их услуг. Сопоставление и оценка состояния экосистем Европы: прогресс и проблемы - в этом третьем докладе основное внимание уделяется состоянию экосистем. В докладе обобщены работы Европейского агентства по окружающей среде (ЕАОС) по картированию и оценке экосистем за последние несколько лет. (http://catalogue.biodiversity.europa.eu/uploads/document/file/1328/3rdMAESReport_Condition.pdf

Сопоставление и оценка лесных экосистем и их услуг. Приложения и руководство для принятия решений – разработана методика оценки услуг лесных экосистем в различных контекстах. Анализируются методологические аспекты, проблемы с данными, подходы, ограничения, проблемы и дальнейшие шаги по улучшению для с учетом устоявшейся практики и принятия решений. (http://catalogue.biodiversity.europa.eu/uploads/document/file/1329/JRC_MAES_Forest_Report_2016.pdf

Картирование и оценка экосистем и их услуг - 4-й отчет по городским экосистемам - в этом докладе содержатся рекомендации по картированию и оценке городских экосистем, приводится структура показателей для оценки состояния городских экосистем и услуг, которая используется на европейском, государственном и местном уровнях. (http://catalogue.biodiversity.europa.eu/uploads/document/file/1340/MAES_report_urban_ecosystems.pdf

Природный капитал и биоразнообразие

В документах ЕС проблемы измерения природного капитала и учета экосистемных услуг увязываются с сохранением биоразнообразия, включая экосистемы, которые предоставляют основные товары и услуги, от плодородной почвы и многофункциональных лесов до здоровых земель и морей, от качественной пресной воды и чистого воздуха к опылению и регулированию климата и защите от стихийных бедствий. Первоочередной задачей 7-й Программы действий в области окружающей среды (7-й ПДООС) является защита, сохранение и укрепление природного капитала Союза. В 7-м ПДООС подчеркивается необходимость интеграции экономических показателей с экологическими и социальными показателями, в том числе посредством учета естественного капитала. В среднесрочном обзоре стратегии ЕС по биоразнообразию, принятой 2 октября 2015 года, также подчеркивается, что достижение целей 2020 года потребует рассмотрения соответствующих подходов к защите и укреплению природного капитала на всей территории ЕС.

Учет природного капитала рассматривается как инструмент для измерения изменений в природном капитале в различных масштабах и для интеграции стоимости экосистемных услуг в системы учета и отчетности на уровне Европейского Союза и на национальном уровне. Это должно привести к более совершенному управлению природным капиталом ЕС. В рамках Проекта инноваций в области знаний (KIP INCA) разрабатывается интегрированная система естественного учета экосистем, их услуг и связанных с ними наборов данных. Она станет многоцелевым инструментом, который может быть использован для принятия решений. Это может позволить четко учитывать диапазон экосистем и их услуг и в денежном выражении демонстрировать преимущества инвестиций в сохранение биоразнообразия и рациональное управление ресурсами. В Проект инноваций в области знаний (KIP) по учету природного капитала и экосистемных услуг рассматривается 4 уровня принятия решений (рис. 8.2).

На уровне макроэкономической политики ЕС ведется разработка макроиндикаторов с учетом вклада природного капитала в экономическое развитие, которые могут быть использованы для уточнения показателей производственного и человеческогого капитала, социального развития, занятости и национального богатства.

На уровне секторальной политики ЕС учет природного капитала и экосистемных услуг способствует лучшему пониманию, движению и учету спектра услуг, предоставляемых экосистемами (предоставление, регулирование и культура).

В контексте продвижения Европейским Союзом экологически ответственных деловых практик учет природного капитала и экосистемных услуг имеет потенциал для создания конкретной основы для отчетности по эффективности бизнеса путем явного определения воздействий и / или зависимостей от природных ресурсов и учёта их денежной стоимости.

Наконец, на международном и межгосударственном уровне учет природного капитала и экосистемных услуг может способствовать согласованному на глобальном уровне подходу к учету экосистем и их стоимости. ЕС вносит вклад в разработку стандартов бухгалтерского учета ООН, таких как СНС ООН, UNSEEA, которая включает экологическую отчетность, и ЕАОС ООН SEEA. Это обеспечивает лидирующую роль ЕС в международных природоохранных институтах посредством поддержки эффективных мер, международных стандартов и учета, касающихся природного капитала.

Рисунок 8.2 Проект инноваций в области знаний (KIP) по учету природного капитала и экосистемных услуг

В 2011 году ЕС принял амбициозную стратегию, предусматривающую 6 целевых показателей и 20 мер по прекращению утраты биоразнообразия и экосистемных услуг в ЕС к 2020 году. В этом документе биоразнообразие понимается как «разнообразие экосистем, видов и генов, которые нас окружают, - это наше жизнеобеспечение, питание, пресная вода и воздух, жилье и медицина, смягчение последствий стихийных бедствий, вредителей и болезней; способствует регулированию климата. Биоразнообразие также является составной частью природного капитала, предоставляющим экосистемные услуги, которые лежат в основе экономики». В Стратегии приводятся примеры того, как в результате деятельности человека происходит потеря природного капитала:

  • в результате деятельности человека биологические виды в исчезают в 100-1000 раз быстрее естественного уровня;
  • 60% экосистем мира деградируют;
  • 75% рыбных запасов чрезмерно эксплуатируются или значительно истощаются;
  • с 1990 года в мире был утрачено 75% генетического разнообразия сельскохозяйственных культур;
  • около 13 миллионов гектаров тропических лесов вырубаются каждый год;
  • 20% тропических коралловых рифов в мире уже исчезли, а 95% будут подвержены риску разрушения или чрезвычайного ущерба к 2050 году, если изменение климата не ослабеет.

16 декабря 2015 года Экологический совет принял выводы о среднесрочном обзоре Стратегии сохранения биоразнообразия ЕС на период до 2020 года. Стратегия ЕС по сохранению биоразнообразия до 2020 года направлена на прекращение утраты биоразнообразия и деградацию экосистемных услуг, восстановление их в максимально возможной степени к 2020 году и оказание помощи в предотвращении глобальной утраты биоразнообразия. Она устанавливает целевые показатели в пяти основных областях (рис. 8.3). В Стратегии ЕС подчеркивается необходимость в полной мере учитывать экономические и социальные выгоды, предоставляемые природным вкладом, и интегрировать эти выгоды в системы отчетности и учета. Стратегия также направлена на достижение глобальных обязательств по сохранению биоразнообразия в рамках Конвенции о биологическом разнообразии и способствует разработке новой глобальной повестки дня до 2030 года по устойчивому развитию.

Рис. 8.3. Основные области стратегии ЕС по сохранению разнообразия

Вместе с тем, в странах ЕС на государственном уровне декларируется необходимость проведения детального анализа проблемы учёта природного капитала. Была разработана система индикаторов, объединённых в несколько групп показателей. Четыре группы анализируют основные типы экосистем Европы: агроэкосистемы, лесных экосистемы, пресноводные экосистеме и морские экосистемы. Еще одна группа позволяет анализировать данные о статусе биоразнообразия для оценки состояния экосистем, а шестая группа позволяет оценить доступ к услугам, связанным с экосистемами (рис. 8.4).

Всемирный банк рекомендует использовать 4 основных элемента учета экологических и природных ресурсов:

  1. Учет запасов природных ресурсов, которые используются для корректировки балансовых отчетов национальных счетов.

Здесь нужно принимать во внимание, что ранее учитывались только доказанные запасы природных ресурсов. В настоящее время некоторые страны начинают учитывать и возможные, но не доказанные, запасы. В то же время морские природные ресурсы не всегда поддаются учету, что требует разработки соответствующих моделей.

  1. Учет потоков материалов и загрязнителей, которые дают информацию об использовании энергии и материалов в качестве входных потоков производства, а также загрязнений, как выходных потоков.

Рисунок 8.4 Руководство по анализу и оценке экосистем и их услуг

Учет материалов, энергии используется достаточно широко, как в физических, так и денежных единицах. Эти показатели включаются в отчеты предприятий и в агрегированном виде используются в национальных планах счетов. Так как большинство выбросов в атмосферу связано с использованием энергии, эти выбросы также легко учесть. Проблему для учета создают трансграничные переносы выбросов.

  1. Расходы на охрану окружающей среды и менеджмент природных ресурсов.

Эти расходы обычно включаются в национальные планы счетов.

  1. Показатели устойчивости во всей экономике, скорректированные с учетом экологических показателей.

Эти показатели позволяют определить полную экономическую стоимость, включающую ресурсы, материалы, загрязнения и стоимость различных видов экологических услуг. Принципиальным моментом в этом подходе является попытка учесть ущерб от загрязнения среды и истощения природных ресурсов и скорректировать основные показатели экономического развития. Помимо методики Всемирного Банка, с аналогичными инициативами, которые отличаются между собой системой показателей, подлежащих учёту, выступают Еврокомиссия, Организация экономического сотрудничества и развития (OECD), ООН, отдельные учёные-экономисты.

Основные типы экосистем и экосистемных услуг были рассмотрены в «Экосистемах и благосостоянии людей: основа для оценки»:

  • предоставление услуг – т.е. продуктов, которые люди получают от экосистем. К ним относятся земледелие, скот и дичи, морепродукты, продукты из диких растений и животных; питьевая вода, вода, используемая для орошения и промышленного потребления; которые являются источниками для создания биофармацевтических препаратов, строительных материалов и биомассы, используемых в качестве источника возобновляемой энергии. Продукция может быть получена из устойчиво управляемых экосистем, таких как сельское хозяйство, аквакультура, лесные насаждения, природные и полуестественные экосистемы (охота, рыболовство, сбор диких растений и бортничество);
  • регулирующие услуги - выгоды от саморегулирования экосистемных процессов (сохранение способности ассимиляции экосистем) - биогенное циклирование питательных веществ, климат-контроль, снижение негативных последствий стихийных бедствий, опыление;
  • культурные услуги - культурные, образовательные и духовные выгоды, получаемые людьми из экосистем - посещение культурных, исторических, духовных и религиозных мест; возможности для отдыха, например, отдых, спорт, охота, рыбалка, экотуризм; образование и исследования;
  • вспомогательные услуги - естественные процессы, необходимые для поддержания других экосистемных услуг, таких как почвообразование.

В апреле 2012 года, после межправительственных переговоров, которые длились несколько лет и были созваны под эгидой ЮНЕП, была создана Межправительственная научно-политическая платформа по биоразнообразию и экосистемным услугам. «Экономика экосистем и биоразнообразия» - международная инициатива, направленная на привлечение внимания к преимуществам биоразнообразия, охватывающим экосистемы, виды и гены. Эта инициатива анализирует существующие данные, чтобы подчеркнуть ценность биоразнообразия и экосистемных услуг, увеличение расходов на утрату биоразнообразия и деградацию экосистем и преимущества преодоления этих проблем. Инициатива ЮНЕП по экосистеме и биоразнообразию провела серию исследований, в которых подчеркивается важность экосистемных услуг и необходимость проведения оценок.

Картирование и оценка экосистем являются ключевым компонентом инициативы ЕС.

Крайне важно проанализировать влияние изменений на состояние экосистемы, которое будет влиять на способность экосистем предоставлять несколько услуг в долгосрочной перспективе. 3-й доклад по оценке экосистем опубликован в марте 2016 года, включает обзор информации о состоянии экосистем и предлагает гибкую методологию, основанную на результатах работы, проведенной в течение последних лет главным образом Европейским агентством по окружающей среде на основе обязательств по представлению отчетности.

В качестве фреймворка для оценки экосистем используется модель DPSIR (драйверы, давление, состояние, воздействие и ответные меры) – рис. 8.5.

Рис. 8.5 Модель DPSIR для оценки экосистем

                Использование фреймворка для оценки экосистем в рамках ЕС предполагает использование 6 этапов, включающих сбор и анализ данных:

  1. Картирование экосистем - классификация экосистем, их пространственное положение.
  2. Картирование воздействий на экосистемы - оценка прямого и косвенного давления (изменение среды обитания, изменение климата, чрезмерная эксплуатация, инвазивные чужеродные виды и загрязнение) и их тенденции в пространстве и времени (данные из многих источников)
  3. Оценка состояния экосистем – на основе данных о состоянии среды обитания, видах и качестве окружающей среды определяется состояние экосистем (отчеты по директивам ЕС и другие источники). Динамический анализ изменений показывает, как внешнее воздействие влияет на качество среды обитания, биоразнообразие и способность пользователья экосистемными услугами.
  4. Картирование состояния экосистем – этот шаг используется, если данные о состоянии экосистемы неполны для оценки её состояния.
  5. Связи между экосистемным состоянием и экосистемными услугами – сбор количественных данных и их анализ, о том, как состояние экосистем влияет на качество среды обитания, биоразнообразие и способность предоставлять экосистемные услуги.
  6. Оценка количественных объемов экосистемных услуг – сопоставление карты экосистем и данных о состоянии и связях между состоянием, функциями и возможностями экосистемных услуг.

В качестве источника данных могут использоваться единые базы данных ЕС:

Картирование экосистем все чаще проводится в масштабах стран, экосистемных комплексов, в основном, для оценки экосистемных услуг и принятия решений на уровне правительств. Это мощный инструмент для лиц, принимающих решения, которые могут использоваться в качестве инструмента для инициирования обсуждений и взаимодействия с заинтересованными сторонами (инвесторами, жителями территорий).

Экосистемные карты также могут использоваться для определения приоритетов и проблем для развития территорий, для оценки взаимодействия между экосистемами и их услугами, а также для демонстрации и оценки затрат и преимуществ вариантов развития территорий.

Рис. 8.6 Сводная карта экосистем Европы

Первым шагом является разработка согласованной типологии (классификации) экосистем. Государствами-членами ЕС принята единая классификация из 12 основных экосистем. По каждой из них собираются и анализируются данные экологической отчетности в соответствии с некоторыми директивами ЕС. Обязательства по представлению отчетности для стран в соответствии с некоторыми директивами ЕС являются важным источником информации для оценки экосистемы в Европе.

К ним относятся Директива 1979 года о птицах, Директива о средах обитания 1979 года, Рамочная директива 2000 года и Директива по морской стратегии 2008 года. Другие источники включают данные, получаемые со спутников из программы мониторинга Земли «Коперник».

Сводная карта экосистем ЕС приведена на рисунке 8.6 (Источник: https://projects.eionet.europa.eu/eea-ecosystem-assessments/library/draft-ecosystem-map-europe/ecosystem-map-v2-1/ecosystem-type-map-v2.1-gis-data/0_map_figures).

На карте выделено 10 основных типов экосистем:

  • морские места обитания;
  • прибрежные места обитания;
  • внутренние поверхностные воды;
  • болота;
  • пастбища и территории с преобладанием мхов или лишайников;
  • пустоши, кустарники, тундра;
  • леса и другие лесистые территории;
  • внутренние незаселенные или малозаселенные территории;
  • регулярно или недавно культивируемые сельскохозяйственные, садоводческие и бытовые территории;
  • построенные, промышленные и другие территории, преобразованные человеком.

Следующим шагом является оценка состояния экосистем, что влияет на объемы и возможности предоставления экосистемных услуг. Состояние экосистемы определяется как эффективная способность экосистемы предоставлять услуги в соответствии с ее потенциальными возможностями.

Объем экосистемных услуг зависит от физического, химического и биологического состояния экосистемы в определенный момент времени и контролируется как естественным состоянием, так и антропогенным воздействием, которому оно подвергается, например, загрязнение или изменение окружающей среды в результате деятельности человека.

Основные факторы, влияющие на качество и объем экосистемных услуг, приведены на рис. 8.7. Общая международная классификация экосистемных услуг (CICES) разработана на основе исследований по экологическому учету, проводимыми Европейским агентством по окружающей среде (ЕАОС) (https://cices.eu/).

Рисунок 8.7. Классификация возможных последствий использования экосистемных услуг

Идея общей международной классификации является необходимой для разработки единых методов учета в области экосистемных услуг, а также стандартизации описания экосистемных услугприменительно к экономическому учету. Разработанная классификация включает 5 уровней (рисунок 8.7), которые детализированы в таблице 2 (фрагмент, показывающий индикаторы культурных услуг, связанных с аграрными экосистемами).

В Таблице 8.2 приведены основные индикаторы культурных услуг, связанных с аграрными экосистемами.

Удобным инструментом, доступным в Интернете, является Инструмент визуализации партнерства экосистемных служб (http://esp-mapping.net/Home/) - интерактивная платформа знаний, которая позволяет пользователям обмениваться информацией о картах экосистемных услуг, методах получения и обработки данных и картографировании.

Системы учета предназначены для преодоления разрыва между подробными экологическими данными и информацией, необходимой общественности и лицам, ответственным за принятие решений, для обеспечения долгосрочной устойчивости. Они обеспечивают структуру для объединения экономической деятельности с их воздействием на окружающую среду и для агрегирования различных измерений (природного капитала) по экологическим вопросам и пространственным масштабам. Цель бухгалтерского учета может быть ограничена анализом биофизических тенденций структурированным образом, но многие подходы к учету направлены на поддержку оценки естественного капитала (в денежном или неденежном выражении).

Рис. 8.8. Основные факторы, влияющие на качество и объем экосистемных услуг

В 1992 году в Рио-де-Жанейрской конференции по устойчивому развитию было предложено разработать и использовать комплексные методы экологического и экономического учета. Разработанная система ООН эколого-экономического учета (СЭЭУ) представляет собой систематическую основу для сбора информации о состоянии природного капитала. Его Центральная структура (СЭЭУ-СФ) устанавливает подход к учету экологических ресурсов для оценки запасов и потоков абиотических ресурсов и некоторых биотических ресурсов. Справочное руководство по экспериментальному экосистемному учету (СЭЭУ-ЕАОС) обеспечивает методологическое руководство по измерению экосистемных активов и услуг. Другие глобальные инициативы также обеспечивают методологическое руководство и поддержку экспериментальных проектов в области учета естественного капитала и оценки экосистемных услуг. Наиболее заметным из них является процесс TEEB «Экономика экосистем и биоразнообразия» (TEEB, www.teebweb.org), проект Всемирного банка «Оценка благосостояния и оценка экосистемных услуг» (WAVES, https://www.wavespartnership.org/), а также «Экосистемные счета природного капитала» (ENCA http://ec.europa.eu/environment/nature/capital_accounting/index_en.htm).

Таблица 8.2 Индикаторы культурных услуг, связанных с аграрными экосистемами

В Европе ведется целая серия проектов в этом направлении. Постановлением № 691/2011 по европейским эколого-экономическим счетам (с поправками, внесенными в 2014 году) ЕС создал общую правовую основу для экологического учета. Экспериментальный проект в рамках процесса МАЭС ЕС (http://biodiversity.europa.eu/maes) для поддержки реализации целевых показателей в стратегии ЕС по сохранению биоразнообразия привел к созданию справочного документа, в котором приводятся рекомендации по экосистемному компоненту учета естественного капитала. Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС) разрабатывает упрощенные счета экосистемного капитала для использования на уровне ЕС. На их основе многие европейские страны разрабатывают национальные подходы к учету (составляющим) природного капитала. Кроме того, финансирование исследований в рамках ЕС поддерживает значительные проекты по разработке и внедрению методов учета естественного капитала.

Единые подходы к созданию системы учета природного капитала и экосистемных услуг в ЕС подразумевают разработку систем учета как минимум на 5 уровнях:

  1. Учет активов экосистем, которые в физическом и денежном выражении описывают запасы экосистемного капитала и их изменения с течением времени;
  2. Учет состояния экосистемы, которые каким-то образом описывают статус или целостность единиц учета экосистем, с тем чтобы можно было судить о масштабах изменений в способности активов предоставлять экосистемные услуги;
  3. Учет потоков услуг экосистемы, которые описывают результаты услуг как в неденежном, так и в денежном выражении;
  4. Учет использования экосистемных услуг, связывающая поставщиков и пользователей, классифицированных в соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией (МСОК);
  5. Учет биоразнообразия, который регистрирует изменения в видовом составе.

Финансовые измерения природного капитала

В документах ЕС определяется 3 основных методологии учета природного капитала и экосистемных услуг:

1) Методологии, основанные на издержках, которые используют рыночные цены для оценки денежной стоимости экосистемных услуг. Примеры включают в себя: методологии, основанные на издержках, например, экономический ущерб от наводнений путем управления поймами на устойчивой основе; затраты на замену, например. стоимость механической очистки воды, которая необходима для замены естественной очистки воды, обеспечиваемой здоровыми экосистемами; затраты на восстановление, которые рассчитывают стоимость восстановления деградировавшей экосистемы.

2) Методологии, основанные на выявленных предпочтениях, которые используются в качестве оценочных значений. Например, оценка стоимости охраняемой территории за счет времени и денег, которые люди тратят на посещение; изменение рыночной стоимости товаров, которые непосредственно связаны с экосистемными услугами,

3) Методологии, основанные на условных оценках - предпочтениях, которые непосредственно выявляются посредством опросов. Они исследуют готовность людей платить за улучшение условий окружающей среды или их готовность принять компенсацию за снижение качества окружающей среды.

Методы неденежной оценки природного капитала. Методы неденежной оценки не переводят ценность экосистемных услуг на денежные потоки, а выражают их важность с относительными рангами, отражающими перспективы заинтересованных сторон. Эти методы способны уловить как материальные, так и нематериальные выгоды, получаемые от экосистем. Однако, хотя неденежные методы могут предлагать широкий подход, они не всегда хорошо сочетаются с принципами учета естественного капитала и, как правило, применяются в более конкретных случаях принятия решений.

Таким образом, общепризнано, что необходим учет природного капитала. Единые способы учета природного капитала, методологии и принципы, необходимые для достижения этой цели разрабатываются как на уровне государств ЕС, так и на межгосударственном уровне. Например, ведутся дискуссии между ООН, ЮНЕП, Всемирным банком и другими организациями, для разработки руководства по учету экосистем, который основывается на принципах SEEA-EEA (https://unstats.un.org/unsd/envaccounting/eea_project/default.asp). Рассматривается вопрос о том, какие элементы должны быть частью единого подхода к учету природного капитала и экосистемных услуг:

  • учет активов экосистем, которые в физическом и денежном выражении описывают запасы природного капитала и его изменения с течением времени;
  • учет состояния экосистемы, который описывают статус или целостность единиц учета экосистем, с тем чтобы можно было судить о масштабах изменений в способности активов предоставлять экосистемные услуги;
  • учет потоков экосистемных услуг, которые описывают результаты услуг как в неденежном, так и в денежном выражении;
  • учет использования экосистемных услуг, связывающий поставщиков и пользователей, классифицированных в соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией;
  • учет биологического разнообразия, отражающий уровни и изменения видового состава.

Разработка единого подхода к учету природного капитала и стоимости экосистемных услуг требует разработки и внедрения системы учета и отчетности на уровне ЕС и на национальном уровне. Разработка такой системы учета нацелена на создание многоцелевого инструмента, который может быть использован для принятия решений, а также для оценки экосистем и экосистемных услуг, и в денежном выражении демонстрировать преимущества инвестирования в природу и рациональное управление ресурсами.

В рамках инициативы Eionet (https://www.eionet.europa.eu) - партнерской сети Европейского агентства по окружающей среде (ЕАОС), а также ее стран-членов и сотрудничающих стран, в которых участвуют около 1000 экспертов и более 350 национальных учреждений – разработана дорожная карта по внедрению системы учета природного капитала и экосистемных услуг в рамках ЕС. Этот проект является развитием проекта MAES. Она предусматривает внедрение интегрированного учета в практику финансового менеджмента в ЕС. Основываясь на опыте на уровне ЕС и на национальном уровне, в качестве потенциальных приоритетов в разработке подходов к учету для описания природного капитала в натуральных выражениях предлагаются следующие пункты:

  • внедрение счетов экосистемных активов, описывающих физические запасы экосистемного капитала, например, земельные ресурсы, вода, биоразнообразие, а также их изменение с течением времени;
  • ведение счетов состояния экосистем, которая описывает состояние или целостность единиц натуральных показателей, с индикаторами, представляющими собой деградацию / восстановление активов;
  • учет потоков услуг экосистем, которые описывают результаты услуг в натуральном выражении возможностью составления сводных таблиц со стороны поставщика экосистемных услуг и их потребителей.

Учитывая сложность взаимодействия человека с экосистемами, создание счетов природного и экосистемного капиталов требует затрат времени и ресурсов. Результат зависит от создания основы данных, которая соответствует анализируемым экосистемным процессам, а также одновременного согласования с методами бухгалтерского учета. Это требует понимания не только того, какие данные необходимы, но и того, как интегрировать такие данные в структурированные платформы данных, которые обеспечивают эффективные запросы и анализ (рис 8.8) .

Рисунок 8.8. Шаги к внедрению единой системы учета природного капитала и экосистемных услуг в ЕС (https://projects.eionet.europa.eu/)

Таким образом, создание системы интегрированного учета с возможностью отражения в счетах движения природного капитала и экосистемных услуг является достаточно сложной и долгосрочной задачей. Природный капитал включает как абиотические, так и биотические активы. Абиотические компоненты включают природные ресурсы, например, ископаемое топливо и минералы, а также геофизические циклы, которые генерируют абиотические услуги, например, солнечную и ветряную энергии. Биотические компоненты природного капитала представляют собой экосистемный капитал, то есть различные типы экосистем, которые обеспечивают потоки экосистемных услуг. Инструменты бухгалтерского учета должны учитывать различные типы природного капитала, различные типы потоков из капитала и вопросы, связанные с изменениями в капитальных запасах, то есть подразумевают ли они деградацию, увеличение или просто их изменение. Это требует разработки четких концепций и принципов бухгалтерского учета.

 

 

Выводы

Природа предоставляет разнообразные преимущества человеческому обществу: продукты питания, топливо и чистую воду, сырье для промышленности, места для утилизации отходов промышленности и домашних хозяйств, опыление культур, защиту от стихийных бедствий и места отдыха, релаксации и вдохновения. В последние десятилетия произошли массовые изменения в обществе - рост населения и миграция в города, индустриализация и экономическое развитие в развивающихся странах, а также выявить экологические проблемы, связанные с изменением климата, интенсификацией сельского хозяйства и истощением рыбного промысла. В сегодняшнем мире экономические проблемы не могут быть решены без учета изменений окружающей среды, драйверов и обратной связи - и экологические проблемы не могут быть изолированы от экономических. Чтобы иметь отношение к политике и принятию решений, инструменты экономического анализа должны учитывать связи между людьми и природой. Учетные инструменты должны иметь возможность анализировать различные типы запасов природного капитала, различные виды потоков и изменения капитала. Для государственных и частных лиц, принимающих решения, важно, чтобы общий подход к учету также составлял информацию о пользователях и бенефициарах активов природного капитала и потоков услуг. Интеграция экономических ценностей, связанных с введением природного капитала в системы учета, или производных от него, остается серьезной проблемой, которую поэтапно решают государства – члены ЕС.

Список источников

  1. “United Nations Conference on Environment & Development, Rio de Janerio, Brazil, 3 to 14 June 1992”. URL: http://www.un-documents.net/agenda21.htm (дата обращения 05.09.2017).
  2. Ecosystems and human well-being: a framework for assessment. Millennium Ecosystem Assessment, 2003, World Resources Institute, Island Press, Washington, Covelo, London.
  3. Основные понятия устойчивого развития. Sustainability Concepts. URL: http://www.gdrc.org/sustdev/concepts/26-nat-capital.html (дата обращения 05.09.2017).
  4. Открытые данные Всемирного банка. URL: http://data.worldbank.org/ (дата обращения 05.09.2017).
  5. Оценка экосистем на пороге тысячелетия. Экосистемы и благосостояние человека. Island Press, Washington, URL: http://www.millenniumassessment.org/documents/document.356.aspx.pdf (дата обращения 05.09.2017).
  6. Программа Организации Объединённых Наций по окружающей среде. URL: http://www.unep.org/ (дата обращения 05.09.2017).
  7. Седьмая Программы действий в области окружающей среды / The 7th Environment Action Programme (EAP). URL: http://ec.europa.eu/environment/action-programme/ (дата обращения 15.09.2017).
  8. Handbook of National Accounting. Integrated Environmental and Economic Accounting. United Nation. New York. 1993. URL: http://unstats.un.org/unsd/publication/SeriesF/SeriesF_61E.pdf (дата обращения09.2017).
  9. Handbook of National Accounting. Integrated Environmental and Economic Accounting 2003. URL: http://unstats.un.org/unsd/envaccounting/seeapdf (дата обращения 15.09.2017).
  10. TEEB – The Economics of Ecosystems and Biodiversity for National and International Policy Makers – Summary: Responding to the Value of Nature 2009. URL: http://ec.europa.eu/environment/nature/biodiversity/economics/pdf/d1_summary.pdf (дата обращения 15.09.2017)/
  11. Accounting—An Operational Manual. Studies in Methods, Series F,2000. - No. 78. Sales No. E.00.XVII.17. URL: http://unstats.un.org/unsd/publication/SeriesF/SeriesF_78E.pdf (дата обращения 15.09.2017)/
  12. Circular economy in Europe: Developing the knowledge base. European Environment Agency / EEA Report No 2/2016
  13. General Union Environment Action Programme to 2020. Living well, within the limits of our planet / Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2014
  14. Haines-Young, R. and Potschin, M. (2013): Common International Classification of Ecosystem Services (CICES): Consultation on Version 4, August-December 2012. EEA Framework Contract No EEA/IEA/09/003
  15. Knowledge innovation project (KIP) on Accounting for natural capital and ecosystem services. URL: http://ec.europa.eu/environment/nature/capital_accounting/pdf/KIP-INCA-ScopingPaper.pdf (дата обращения 15.09.2017)
  16. Mapping and Assessment of Ecosystems and their Services. Indicators for ecosystem assessments under Action 5 of the EU Biodiversity Strategy to 2020. URL: http://ec.europa.eu/environment/nature/knowledge/ecosystem_assessment/pdf/2ndMAESWorkingPaper.pdf (дата обращения 15.09.2017)/
  17. Our life insurance, our natural capital: an EU biodiversity strategy to 2020. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52011DC0244&from=EN (дата обращения 15.09.2017)
  18. Pearce, D., Markandya, A., Barbier, E.B. (1989). Blueprint for a Green Economy. Earthscan Publication. London
  19. System of Environmental-Economic Accounting 2012: Central Framework. United Nations, New York, 2014. URL: https://unstats.un.org/unsd/envaccounting/seearev/seea_cf_final_en.pdf (дата обращения09.2017)
  20. System of Environmental-Economic Accounting for Water. United Nations, New York, 2012
  21. System of Environmental-Economic Accounting for Energy. United Nations Statistics Division. 2012
  22. TEEB - The Economics of Ecosystems and Biodiversity (2013): Guidance Manual for TEEB Country Studies. Version 1 .0. United Nations Environment Programme, 2013
  23. The EU Biodiversity Strategy to 2020 URL: http://ec.europa.eu/environment/nature/info/pubs/docs/brochures/2020%20Biod%20brochure%20final%20lowres.pdf (дата обращения09.2017)