Источник фото https://freephotos.cc

 

Основные вопросы

КОНЦЕПЦИЯ ЕС В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ОТХОДОВ
ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ ОТХОДОВ
ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
КЛАССИФИКАЦИЯ ОТХОДОВ И ИХ ВТОРИЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 

Концепция ЕС в области менеджмента отходов

В Европе в настоящее время используется 16 тонн материалов на человека в год, из которых 6 тонн превращаются в отходы. Хотя менеджмент этих отходов продолжает улучшаться в ЕС, европейская экономика в настоящее время все еще теряет значительное количество потенциальных «вторичных сырьевых материалов», таких как металлы, дерево, стекло, бумага, пластмассы, представляющие собой потоки отходов. В 2010 году общее производство отходов в ЕС составило 2,5 миллиарда тонн. Из этой суммы только ограниченная (хотя и увеличивающаяся) доля (36%) была переработана, а остальная часть была захоронена на свалках или сожжена, из которых около 600 миллионов тонн могли быть переработаны или повторно использованы.

Что касается бытовых отходов, каждый человек в Европе в настоящее время производит в среднем половину тонны таких отходов. Только 40% этих отходов используется повторно или рециркулируется, а в некоторых странах более 80% по-прежнему идет на свалку (источник: Экологический центр данных по отходам, Евростат http://ec.europa.eu/eurostat/web/environment/waste).

Превращение отходов в ресурс - это один из ключей к циклической экономике. Цели и задачи, поставленные в европейском законодательстве, являются ключевыми факторами улучшения менеджмента отходов, стимулирования инноваций в сфере рециркуляции, ограничения использования свалок и создания стимулов для изменения поведения потребителей. Если отходы перерабатываются, повторно используются и рециркулируются, и если отходы одной промышленности становятся сырьем для другой, можно перейти к более циклической экономике, где отходы устраняются и ресурсы используются эффективным и устойчивым образом.

Улучшенный менеджмент отходов также помогает уменьшить проблемы, связанные со здоровьем и состоянием окружающей среды, сократить выбросы парниковых газов (напрямую за счет сокращения выбросов с мусорных свалок и косвенно за счет переработки материалов, которые в противном случае нужно добыть и переработать) и избежать негативных последствий на местном уровне, таких как ухудшение состояния ландшафта из-за захоронения отходов, местное загрязнение воды и воздуха, а также засорение.

Подход Европейского союза к менеджменту отходов основан на «иерархии отходов», которая устанавливает следующий приоритетный порядок при формировании политики в отношении отходов и менеджмента отходов на оперативном уровне: предотвращение, подготовка и повторное использование, рециркуляция, восстановление и, в качестве наименее предпочтительного варианта, удаление (которое включает размещение на свалках и сжигание без утилизации энергии).

В соответствии с этим, 7-я Программа действий в области охраны окружающей среды устанавливает следующие приоритетные цели политики по отходам в ЕС (http://ec.europa.eu/environment/action-programme/index.htm):

  • уменьшение количества образующихся отходов;
  • максимизация рециркуляции и повторного использования;
  • ограничение сжигания не перерабатываемых материалов;
  • поэтапный отказ от захоронения не перерабатываемых и невосстановимых отходов;
  • обеспечение полного достижения целей политики в отношении отходов во всех государствах-членах.

Разработка и внедрение политики и законодательства ЕС в отношении отходов осуществляется в контексте ряда более широких политик и программ ЕС, включая 7-ую Программу действий в области окружающей среды, «Дорожную карту» по эффективности ресурсов и Инициативу в области сырьевых материалов. Одним из таких документов также является Тематическая стратегия по менеджменту отходов.

Тематическая стратегия по менеджменту отходов

Политика ЕС в отношении отходов содействует повышению эффективности использования ресурсов ЕС и сокращению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека на протяжении жизненного цикла ресурсов.

Тематическая стратегия по предотвращению и рециркуляции отходов, принятая в 2005 году, поставила перед ЕС долгосрочную цель стать обществом по переработке отходов, которое стремится избегать отходов и использует отходы в качестве ресурсов. С этой целью в Стратегии изложены основные действия по модернизации существующих законодательных рамок и предотвращению образования отходов, их повторному использованию и рециркуляции, при этом используя захоронение на полигонах только в качестве крайнего средства. Эта тематическая стратегия была принята в рамках 6-й Экологической программы действий.

В докладе по Тематической стратегии по предотвращению и рециркуляции отходов рассмотрено достижение целей стратегии по всем ключевым действиям (http://eur-lex.europa.eu/):

Внедрение и усиление европейского законодательства по отходам.

С 2005 года Еврокомиссия активизировала деятельность по поддержке и обеспечению соблюдения законодательства ЕС об отходах на национальных уровнях. Комиссия организовал более 60 встреч, более 40 мероприятий по повышению информированности и обмену информацией во всех государствах-членах. Было опубликовано пять Руководств ЕС по интерпретации и внедрению ключевых концепций законодательства по отходам, разрешающих спорные проблемы толкования.

В сотрудничестве с Национальными инспекционными органами было проведено более 10 000 совместных инспекций транспортировки отходов, в которых участвовали 22 государства-члена и соседние страны. Было показано, что около 19% трансграничных перевозок отходов были проведены с нарушением законодательства об отходах. Для улучшения менеджмента отходов через политику сплочения была предоставлена финансовая поддержка. В период с 2005 по 2006 год около 4,1 млрд Евро было направлено на поддержку закрытия или восстановления несанкционированных полигонов, разработку инфраструктуры менеджмента отходами и поддержки отдельных схем сбора и рециркуляции.

В докладе Комиссии подтверждается, что отсутствие надлежащего внедрения на практике приводит к широкомасштабному сбою в достижении согласованных целей охраны окружающей среды и демонстрирует значительные различия между государствами-членами. В конце 2009 года отходы составляли в среднем 20% всех случаев нарушения природоохранных норм.

Упрощение и модернизация.

После принятия Стратегии Комиссия предприняла непрерывные усилия для того, чтобы сделать законодательство ЕС об отходах более рентабельным, чтобы обеспечить основу для устойчивого роста.

В 2007 году вступило в силу пересмотренное Постановление о транспортировке отходов (Waste Shipment Regulation), усиливающее и упрощающее существующие процедуры контроля транспортировки отходов и улучшающее сотрудничество между государствами-членами. Директивы по отходам производства диоксида титана были включены в новую Директиву по промышленным выбросам, которая уменьшает административное бремя в ЕС на 32 миллиона евро в связи с деятельностью в этой сфере.

В 2008 году Комиссия предложила продолжить модернизацию и рационализацию Директив по электронным отходам, таких как WEEE (http://eur-lex.europa.eu/) и RoHS (http://eur-lex.europa.eu/), и обеспечить согласованность с более современным законодательством, таким как REACH (https://osha.europa.eu/en/legislation/directives/regulation-ec-no-1907-2006-of-the-european-parliament-and-of-the-council) и пересмотренная Рамочная Директива по отходам (http://ec.europa.eu/environment/waste/framework/). Предложение Комиссия о требованиях регистрации в рамках WEEE может привести к снижению административной нагрузки до 66 млн Евро.

Рамочная Директива по отходам (РДО) улучшила и упростила законодательство об отходах. Например, Директивы по опасным отходам и отходам масел были введены в РДО, были оптимизированы требования к национальным планам менеджмента отходов. Комиссия будет и в дальнейшем улучшать законодательство об отходах, принимая во внимание рекомендации Группы высокого уровня по административным требованиям.

Рисунок 9.1. Иерархия менеджмента отходов

Введение мышления жизненного цикла в политику по отходам

Мышление жизненного цикла рассматривает воздействие на окружающую среду через полный жизненный цикл продукта от добычи ресурсов до размещения на полигонах. Иерархия отходов отдает предпочтение предотвращению образования отходов, за которым следует повторное использование, ре-циклинг, восстановление и захоронение как последний вид использования (рис.9-1). Однако, так как различные методы обработки отходов могут иметь различное воздействие на окружающую среду и здоровье, государства-члены могут отклониться от иерархии, если это оправдано концепцией жизненного цикла. Комиссия будет использовать эти инструменты при оценке планов менеджмента отходов.

РДО также изменила концепцию определения «отходы», например, путем разъяснения различия между отходами и 'побочные продукты' и введением ‘критерии окончания отходов', определяющим, когда отходы перестают быть ненужными. Определение 'энергетического восстановления' было упрощено и модернизировано посредством введения порога эффективности использования чистой энергии, который облегчает функционирование внутреннего рынка. Директива по эко-дизайну (http://eur-lex.europa.eu/) использует мышление жизненного цикла при определении мер по эко-дизайну для улучшения экологических характеристик продуктов.

Предотвращение образования отходов

Предотвращение образования отходов является главным приоритетом менеджмента отходов. Начиная с принятия Стратегии, РДО вводит много новых положений, стремящихся максимизировать усилия по предотвращению образования отходов, в частности, через национальные программы.

Другие нормативные акты, такие как Директива по батареям, Директива по менеджменту отходов добывающей промышленности, Директива REACH также имеют потенциал по улучшению предотвращения отходов.

Улучшение базы знаний

Определение политики на основе фактических данных остается одним из принципов Еврокомиссии, включая и сложную область политики менеджмента отходов. Необходимые экспертные знания в мышлении жизненного цикла и оценке обеспечиваются специфической платформой, принятой Совместным научно-исследовательским центром. Еврокомиссия также сотрудничает с Евростатом, Европейским агентством по окружающей среде и международными организациями. Центр данных по отходам Евростата является основным источником для доступа к данных по отходам. Европейское агентство по окружающей среде регулярно публикует отчеты по достижениям в области отходов и ре-циклинга.

Разработка стандартов по ре-циклингу

Стратегия предлагает ряд мер, устанавливающих минимальный набор стандартов ЕС для действий по ре-циклингу, чтобы гарантировать надлежащее функционирование внутреннего рынка для ре-циклинга, и распространение хороших практик через ЕС, особенно для био-отходов.

Комиссия начала развивать “ критерии окончания отходов" для отходов, которые – после восстановления – прекратили быть ненужными, начиная с отходов стали и алюминия, далее медь, стекло, бумага и компост.

Дальнейшая разработка политики ЕС в области рециклинга

В 2008 пересмотренная РДО ввела новые цели по переработке отходов к 2020 году:

  • достигнуть 50 процентов в переработке муниципальных отходов, включающих, по крайней мере, бумагу, металл, пластмассу и стекло;
  • достигнуть 70 процентов утилизации отходов строительства и сноса.
  • Еврокомиссия также предложила пересмотреть объем и цели переработки электронных отходов, включая повторное использования.

Применение целей Директивы по размещению отходов на полигонах (http://eur-lex.europa.eu/) помогло в восстановлении ресурсов из отходов, выводя определенные доходы из размещения на полигонах.

Обзор политики и законодательства по отходам

Европейская комиссия приняла амбициозный пакет по циклической экономике, в который вошли пересмотренные законодательные предложения по отходам, чтобы стимулировать переход Европы к циклической экономике, которая повысит глобальную конкурентоспособность, будет способствовать устойчивому экономическому росту и создаст новые рабочие места.

Пакет циклической экономики состоит из Плана действий ЕС по циклической экономике (http://eur-lex.europa.eu/), который устанавливает конкретную и амбициозную программу действий, охватывающую весь цикл: от производства и потребления до управления отходами и рынка вторичного сырья. В Приложении к плану действий рассматривается график выполнения действий.

Предложенные действия будут способствовать «закрытию цикла» жизненных циклов продукта за счет большей рециркуляции и повторного использования и принесут выгоды как для окружающей среды, так и для экономики.

Пересмотренные законодательные предложения по отходам устанавливают четкие цели сокращения отходов и устанавливают амбициозный и заслуживающий доверия долгосрочный путь по утилизации и переработке отходов. Для обеспечения эффективной реализации целевые показатели сокращения отходов в новых предложениях сопровождаются конкретными мерами по устранению препятствий на местах и различных ситуаций в государствах-членах ЕС.

Ключевыми элементами пересмотренных предложений по отходам являются:

  • общий целевой показатель ЕС по рециркуляции 65% муниципальных отходов к 2030 году;
  • общая цель ЕС по переработке 75% упаковочных отходов к 2030 году;
  • снижение объема захоронения мусора на полигонах до 10% муниципальных отходов к 2030 году;
  • запрет на захоронение отдельно собранных отходов;
  • продвижение экономических инструментов, препятствующих захоронению отходов;
  • упрощенные и улучшенные определения и согласованные методы расчета коэффициентов рециркуляции в ЕС;
  • конкретные меры по стимулированию повторного использования и стимулирования промышленного симбиоза - превращение побочного продукта одной отрасли в сырье другой отрасли;
  • экономические стимулы для производителей - выпускать экологически чистые продукты на рынок и поддерживать схемы утилизации и рециркуляции (например, для упаковки, батарей, электрического и электронного оборудования, транспортных средств).

Были одобрены следующие предложения по нормативным актам по отходам (http://eur-lex.europa.eu):

  • Директива по отходам;
  • Приложения к Директиве по отходам;
  • Директива по отходам упаковки;
  • Приложения к Директиве по отходам упаковки;
  • Директива по полигонам бытовых отходов
  • Директива по электрическим и электронным отходам, отходам автомобилей, батареям и аккумуляторам и отходам батарей и аккумуляторов

Ключевыми факторами любой Стратегии по менеджменту отходов являются:

  • Сокращение количества отходов, образующихся в источнике, и сокращение опасного содержимого этих отходов считается высшим приоритетом в соответствии с иерархией отходов, установленной в Рамочной директиве по отходам (статья 4). Предотвращение образования отходов тесно связано с совершенствованием производственных методов и воздействием на потребителей, чтобы они требовали более экологичные продукты и меньше упаковки.
  • «дорожная карта» для ресурсоэффективной Европы признает важность отходов как ресурса для возврата в экономику. В «Дорожной карте» указывается, что необходимо уделять более приоритетное внимание повторному использованию и рециркуляции и стимулированию предотвращения образования отходов и их повторного использования. В частности, «дорожная карта» предусматривает сокращение образования отходов в качестве «желательной цели» для управления отходами, которая должна быть достигнута к 2020 году.

В 7-й Программе действий в области окружающей среды «Жить хорошо, в пределах нашей планеты» подчеркивается важность предотвращения отходов, указывая на то, что существует значительный потенциал для улучшения предотвращения и регулирования отходов в Союзе, чтобы лучше использовать ресурсы, открывать новые рынки, Создавать новые рабочие места и уменьшать зависимость от импорта сырья, оказывая при этом меньшее воздействие на окружающую среду. В частности, в седьмой Программе действий в области окружающей среды содержится призыв к разработке всеобъемлющей стратегии борьбы с ненужными пищевыми отходами.

Принципы устойчивого развития в области обращения с отходами

Управление отходами в ЕС в настоящее время нацелено на снижение количества отходов и обеспечение того, что произведенные отходы используются и обезвреживаются способами, не приводящими к деградации окружающей среды.

Управление отходами в Евросоюзе основано на следующих принципах:

  • соблюдение иерархии обращения с отходами (приоритетности). Приоритеты по обращению с отходами расставляются следующим образом: предотвращение, минимизация, вторичное использование, использование материального потенциала, использование энергетического потенциала, захоронение;
  • принцип предосторожности. Там, где существует угроза серьезного или необратимого ущерба для ОС или здоровья человека, отсутствие всеобъемлющих научных доказательств не должно быть причиной отказа от реализации экономически эффективных мероприятий по предотвращению деградации ОС;
  • принцип близости. Отходы должны перерабатываться и обезвреживаться как можно ближе от мест их образования. Это сокращает время, энергию, вероятность аварий, финансовые затраты, воздействие на ОС при транспортировании. Иначе отрицательное влияние перечисленных выше факторов может перевесить преимущества от рециклинга, компостирования и других методов обращения с отходами;
  • принцип "загрязнитель платит". Загрязнитель должен нести все расходы, связанные с проведением мероприятий по обеспечению надлежащего качества ОС. Другими словами, стоимость этих мероприятий должна отражаться в стоимости товаров и услуг, которые загрязняют ОС (при производстве и/ или потреблении);
  • принцип ответственности производителя. Данный принцип базируется на принципе "загрязнитель платит" и устанавливает физическую и финансовую ответственность производителя за весь жизненный цикл товара и его упаковки даже после окончания их использования потребителем. Таким образом, бремя (в т.ч. финансовое) переработки и утилизации продукции перекладывается на производителя, что мотивирует его разрабатывать менее опасные для ОС продукты, которые могут быть подвергнуты разборке, повторному использованию и рециклингу.

   Классификация отходов и их вторичное использование

Батареи и аккумуляторы.

Электрические батареи различного типа и аккумуляторы играют важную роль в обеспечении того, чтобы многие используемые ежедневно продукты, приборы и службы работали должным образом, составляя незаменимый источник энергии в нашем обществе. Каждый год в Европейский союз поступает около 800 000 тонн автомобильных аккумуляторов, 190 000 тонн промышленных батарей и 160 000 тонн потребительских батарей.

Не все эти батареи собираются и перерабатываются по истечении срока их службы надлежащим образом, что увеличивает риск выброса опасных веществ и представляет собой пустую трату ресурсов. Многие компоненты этих аккумуляторов и батарей могут быть переработаны без попадания опасных веществ в окружающую среду и, кроме того, могут быть получены ценные материалы для важных продуктов и производственных процессов в Европе.

Директива о батареях была принята в 2006 году и подвергалась ряду изменений. Последние поправки были внесены в 2013 году.

Директива запрещает размещение на рынке батарей и аккумуляторов определенногго типа с содержанием ртути или кадмия выше установленного порогового значения. Кроме того, это способствует высокой скорости сбора и утилизации отработанных аккумуляторов и батарей и улучшению экологических показателей на всех этапах жизненного цикла батарей и аккумуляторов, в том числе при их утилизации.

Цель директивы заключается в сокращении количества опасных веществ - в частности, ртути, кадмия и свинца - сбрасываемых в окружающую среду. Это должно быть сделано путем сокращения использования этих веществ в батареях и аккумуляторах и путем их переработки и повторного использования количеств.

Директива применяется ко всем типам аккумуляторов и батарей, кроме тех, которые используются в оборудовании для защиты безопасности государств-членов ЕС или для военных целей, или в оборудовании, предназначенном для отправки в космос. Поэтому она охватывает более широкий круг продуктов, чем Директива 91/157 / EEC, которая применяется только к батареям, содержащим ртуть, свинец или кадмий, а также исключает кнопочные элементы.

Директива запрещает использование батарей и аккумуляторов, содержащих ртуть более 0,0005% по весу, независимо от того, включены они или нет в приборы. Кнопочные элементы с содержанием ртути не более 2% по массе освобождались от этого запрета до октября 2015 года (в случае кнопочных элементов для слуховых аппаратов это исключение будет, однако, оставаться под контролем Комиссии).

В отношении кадмия запрещены переносные батареи и аккумуляторы, в том числе включенные в приборы, с содержанием кадмия по весу более 0,002% (за исключением переносных батарей и аккумуляторов для использования в аварийных случаях и аварийных системах или медицинском оборудовании). Переносные батареи и аккумуляторы для аккумуляторных электроинструментов были освобождены от запрета до 31 декабря 2016 года, что позволило отрасли переработки и потребителям по всей цепочке добавленной стоимости продолжать адаптироваться к соответствующим альтернативным технологиям.

Для обеспечения того, что значительная доля отработанных аккумуляторов и батарей переработана, государства-члены должны принимать любые необходимые меры (в том числе экономические инструменты) для поощрения и максимизации раздельного сбора отходов и предотвращения выброса аккумуляторов и батарей в виде несортированного муниципального мусора. Они должны принять меры, позволяющие конечным пользователям отделить отработавшие батареи и аккумуляторы в пунктах сбора и вернуть их бесплатно производителю. Коэффициент сбора 45% должен был быть достигнуты к 26 сентября 2016 года.

Согласно директиве 2013/56 / EU, батареи и аккумуляторы должны извлекаться легко и безопасно. Таким образом, приборы, содержащие батареи и аккумуляторы, должны сопровождаться инструкциями о том, как эти батареи и аккумуляторы могут быть безопасно удалены либо пользователями, либо независимыми квалифицированными специалистами.

Био-отходы.

Биоотходы определяются как биологически разлагаемые отходы садов и парков, отходы пищевого и кухонного производства от домашних хозяйств, ресторанов, предприятий общественного питания и торговых помещений, а также соответствующие отходы с предприятий по переработке пищевых продуктов. Они не включают в себя лесные или сельскохозяйственные отходы, навоз, осадки сточных вод или другие биологически разлагаемые отходы, такие как натуральный текстиль, бумага или обработанная древесина. Они также исключают те побочные продукты производства пищевых продуктов, которые никогда не превращаются в отходы.

В настоящее время основной экологической угрозой биологических отходов (и других биологически разлагаемых отходов) является выбросы метана из таких отходов, разлагающихся на свалках, на долю которые приходилось около 3% общих выбросов парниковых газов в ЕС-15 в 1995 году. Директива о захоронении отходов (1999 / 31 / ЕС) обязывает государства-члены сократить количество биоразлагаемых муниципальных отходов, которые они захоронят, на 35% от уровня 1995 года к 2016 году (для некоторых стран - к 2020 году), что значительно уменьшит эту проблему.

В Директиве о захоронении отходов не предписаны конкретные варианты обращения с отходами. Самыми существенными преимуществами надлежащего управления биоотходами, помимо избежания выбросов парниковых газов, будут производство компоста хорошего качества и биогаза, которые вносят вклад в повышение качества почвы и эффективность использования ресурсов, а также более высокий уровень энергосбережения. Однако на практике государства-члены часто склонны не делать выбор в пользу компостирования или производства биогаза, а вместо этого выбирают, казалось бы, самые простые и дешевые варианты, такие как сжигание или захоронение на свалке, и игнорируют фактические экологические выгоды и издержки.

Безусловно, захоронение отходов является наихудшим вариантом обращения с биоотходами. Тем не менее, для менеджмента биоразлагаемых отходов существует несколько экологически благоприятных вариантов. Хотя иерархия управления отходами также применяется к управлению биоотходами, в конкретных случаях может быть оправданным отклонение от нее, поскольку экологический баланс различных вариантов, доступных для управления этими отходами, зависит от ряда местных факторов, таких как системы сбора отходов, состав и качество отходов, климатические условия, возможность использования различных продуктов переработки отходов, таких как электричество, тепло, газ с высоким содержанием метана или компост. Поэтому национальные стратегии управления этими отходами должны определяться прозрачным образом и основываться на структурированном и комплексном подходе.

Строительные отходы.

Отходы строительства и сноса являются одними из самых тяжелых и объемных потоков отходов, образующихся в ЕС. На их долю приходится примерно 25-30% всех отходов, образующихся в ЕС, которые состоят из множества материалов, включая бетон, кирпич, гипс, дерево, стекло, металлы, пластмассы, растворители, асбест и отходы земляных работ, многие из которых могут быть переработаны .

Эти отходы возникают в результате таких видов деятельности, как строительство зданий и гражданской инфраструктуры, полное или частичное разрушение зданий и объектов гражданской инфраструктуры, планирование и содержание дорог. Различные определения применяются во все европейских странах, что делает межстрановые сопоставления громоздкими. В некоторых странах даже материалы в результате выравнивания земель рассматриваются как отходы строительства и сноса.

Европейский союз определил отходы строительства и сноса в качестве приоритетного потока отходов. Существует высокий потенциал для рециркуляции и повторного использования отходов строительства и сноса, поскольку некоторые из его компонентов имеют высокую ресурсную ценность. В частности, существует рынок повторного использования составов, получаемых из отходов строительства и сноса в дорожных, дренажных и других строительных проектах. Технология разделения и извлечения отходов строительства и сноса хорошо разработана, легко доступна и, в целом, недорога.

Одной из целей Рамочной директивы по отходам (2008/98 / EC) является создание основы для перехода к европейскому обществу с переработкой отходов с высоким уровнем эффективности использования ресурсов. В частности, в статье 11.2 говорится, что «государства-члены принимают необходимые меры, направленные на то, что к 2020 году как минимум 70% (по весу) неопасных строительных и сносных отходов, исключая материалы, встречающиеся в природе, определенные в категории 17 05 04 в Перечене отходов, должены быть подготовлены для повторного использования, рециркуляции или извлечения других материалов (включая операции обратной засыпки с использованием отходов для замены других материалов)».

Несмотря на свой потенциал, уровень рециркуляции и рекуперации материалов из отходов строительства и сноса сильно варьируется (от менее чем 10% до более 90%) по всему Евросоюзу. В случае отсутствия разделения в источнике возникновения, отходы строительства и сноса могут содержать небольшие количества опасных отходов, смесь которых может представлять особый риск для окружающей среды и может препятствовать рециркуляции.

По поручению Европейской комиссии проводилось специальное исследование по отходам строительства и сноса «Ресурсное эффективное использование смешанных отходов». Исследование проводилось с января 2015 года до августа 2016 года. Цель состояла в изучении текущей ситуации по управлению отходами строительства и сноса в государствах-членах ЕС и выявлении препятствий на пути рециркуляции, а также потенциальных недостатков, которые могут привести к несоблюдению законодательства ЕС об отходах.

Расширенная ответственность производителей

Законодательство ЕС, ограничивающее использование опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании (Директива RoHS 2002/95 / EC) и содействие сбору и утилизации такого оборудования (Директива WEEE 2002/96 / EC), вступило в силу с февраля 2003 года. Законодательство предусматривает создание схем сбора, при которых потребители бесплатно возвращают свои использованные электронные отходы. Цель этих схем заключается в увеличении рециркуляции и / или повторного использования таких продуктов. Кроме того, требуется замена тяжелых металлов, таких как свинец, ртуть, кадмий и шестивалентный хром, и антипиренов, таких как полибромированные бифенилы (ПБД) или полибромированные дифениловые эфиры (ПБДЭ) более безопасными альтернативами.

Неправильно обработанные электронные отходы представляют собой опасность для окружающей среды и здоровья. Поэтому в декабре 2008 года Европейская комиссия предложила пересмотреть директивы по электрическому и электронному оборудованию для решения быстро растущего потока отходов такой продукции. Цель состоит в том, чтобы увеличить количество электронных отходов, которые надлежащим образом обрабатываются, и уменьшить объем, который поступает для захоронения.

Электрические и электронные отходы

Отходы электрического и электронного оборудования (ОЭЭО), такого как компьютеры, телевизоры, холодильники и сотовые телефоны, являются одним из наиболее быстро растущих потоков отходов в ЕС, который составил около 9 млн. тонн в 2005 году и ожидаемым ростом к 2020 году до более чем 12 млн.тонн. ОЭЭО являются сложной смесью материалов и компонентов, которые из-за опасного содержимого и без тщательного контроля могут вызвать серьезные проблемы для окружающей среды и здоровья. Кроме того, производство современных электронных устройств требует использования редких и дорогих ресурсов (около 10 % общего золотого запаса в мире используется для из производства). Для улучшения экологического менеджмента ОЭЭО и для вклада в циклическую экономику и усиления эффективности ресурсов необходмо улучшение системы сбора, обаботки и переработки электроных устройств.

Для решения этих проблем было принято две директивы – директива по отходам электрического и электронного оборудования (ОЭЭО Директива) и Директива по ограничению использования опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании (РОП Директива).

Первая ОЭЭО Директива (Directive 2002/96/EC) вступила в силу в феврале 2003 года. Директива обеспечивала создание схем сбора, при которых покупатели возвращали ОЭЭО бесплатно. Эта схема была нацелена на рециклинг и/или повторное использование ОЭЭО.

В декабре 2008 года Еврокомиссия предложила пересмотреть Директиву для того, чтобы справиться с быстро растущим потоком отходов. Новая ОЭЭО Директива (Directive 2012/19/EU, опубликована 13 августа 2012 года и вступила в силу 14 февраля 2014 г.

Законодательство ЕС ограничило использование опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании посредством принятия RoHS Директивы 2002/95/EC, которая вступила в силу в феврале 2003 года. Законодательство требует замещения тяжелых металлов, таких как свинец, ртуть, кадмий, шестивалентный хром, и воспламеняющихся веществ, таких как полибромингат бифенил (РВВ) или полибромированные дифениловые эфиры (PBDE), безопасными альтернативами. В декабре 2008 года Еврокомиссия предложила пересмотреть Директиву. Переработанная RoHS Директива 2011/65/EU вступила в силу 3 января 2013 года

Отходы автомобилей с истекшим сроком службы

Каждый год в Евросоюзе возникает от 7 до 8 млн. тонн отходов от автомобилей с истекшим сроком службы, которыми необходимо правильно распорядиться. Директива (Directive 2000/53/EC - the "ELV Directive") по отходам от автомобилей с истекшим сроком службы нацелена на то, чтобы сделать разборку и утилизацию таких автомобилей более экологически чистыми. Она устанавливает четкие количественные цели по повторному использованию, рециклингу и восстановлению автомобилей с истекшим сроком службы и их компонент. Она также нацеливает производителей на производство новых автомобилей без опасных веществ (в частности свинца, ртути, кадмия и шестивалентного хрома)It also pushes producers to manufacture new vehicles without hazardous substances, что способствует повторному использованию, вторичной переработке и восстановлению автомобилей с истекшим сроком службы (см. также Директиву 2005/64/ЕС «О типовом одобрении автотранспортных средств в отношении их возможности повторного использования, возможности их вторичной переработки и возможности их восстановления». В приложении к Директиве приведены некоторые специфические исключения при ее использовании.

Отходы добывающей промышленности

Отходы добывающей промышленности (т.е. отходы, возникающие при добыче и обработке минеральных ресурсов) являются одним из самых больших потоков отходов в ЕС. Они включают материалы, такие как верхний слой почвы, вскрышные породы и отходы, которые должны быть удалены для успешного доступа к минеральным ресурсам, а также остатки шлама после добычи минералов, в основном, из руды.

Некоторые из этих отходов инертны и, следовательно, вряд ли представляют значительную угрозу для окружающей среды за исключением нарушения русел и возможного разрушения при хранении в больших количествах. Однако другие фракции, в частности, полученные в горнодобывающей промышленности цветных металлов, могут содержать большое количество опасных веществ, таких как тяжелые металлы. При экстракции и последующей обработке минералов металлы и соединения металлов становятся химически более доступными, что может привести к образованию кислотного или щелочного дренажа.

Более того, управление хранилищами остатков представляет собой внутренне опасную деятельность, часто включающую остаточные химикаты для обработки и увеличения содержания металлов. Во многих случаях эти остатки хранятся в кучах или в больших прудах, где они удерживаются с помощью плотин. Обрушение дамб или куч может иметь серьезные последствия для окружающей среды, здоровья человека и безопасности. Примерами этого являются несчастные случаи в Аберфане (Уэльс, 1966 год), Ставе (Италия, 1985 год), Аснальколларе (Испания, 1998 год), Бая-Маре и Байя Борса (Румыния, 2000 год). Другие вероятные значительные последствия связаны с физическим воздействием на объекты по удалению отходов и, как следствие, с потерей продуктивности земель, воздействием на экосистемы, пылью и эрозией.

Эти воздействия могут иметь длительные экологические и социально-экономические последствия и быть чрезвычайно сложными и дорогостоящими для решения этих проблем с помощью корректирующих мер. Поэтому отходы добывающих отраслей должны надлежащим образом управляться, чтобы обеспечить, в частности, долгосрочную стабильность установок для захоронения и предотвратить или минимизировать любое загрязнение воды и почвы, возникающее в результате кислотного или щелочного дренажа и выщелачивания тяжелых металлов.

Дополнительно к общему экологическому законодательству ЕС существуют специальные условия для успешного менеджмента отходов добывающей промышленности, включающие:

  • Директиву 2006/21/EC по менеджменту отходов добывающей промышленности; (the Extractive Waste Directive).
  • Справочный документ «Наилучшие имеющиеся технологии» для управления остатками и отходами в горнодобывающей деятельности; а также
  • Директиву Seveso III, которая включает объекты по удалению хранилищ остатков (хвостохранилищ), включая хвостохранилища или плотины, содержащие опасные вещества.
  • Документы Еврокомиссии доступны на сайте http://ec.europa.eu/environment/waste/studies/index.htm

Отходы упаковки

Евросоюз первым ввел меры по менеджменту отходов упаковки в начале 80-х годов. Директива 85/339/EEC установила правила по производству, маркетингу, использованию, переработке и наполнению емкостей жидкостями, предназначенными для потребления людьми и по размещению использованных емкостей.

Обращаясь к экологическим аспектам упаковки и отходов упаковки, многие государства-члены начали вводить собственные меры в этой области. В результате возникли расхождения между национальными законодательстввами, т.е. ситуация, которая потребовала гармонизации на европейском уровне.

Для гармонизации национальных мер, направленных на менеджмент упаковки и отходов упаковки и для предотвращения или уменьшения ех воздействия на окружающую среду была принята Директива 94/62/EC. Директива нацеливала на обеспечение высокого уровня защиты окружающей среды и обеспечение функционирования внутреннего рынка без препятствий торговле, искажения и ограничения конкуренции.

В 2004 году в Директиву были внесены поправки, предусматривающие критерии, разъясняющие определение термина «упаковка» и увеличение целевых показателей для извлечения и утилизации упаковочных отходов. В 2005 году Директива была вновь пересмотрена, с тем, чтобы предоставить новым государствам-членам переходные периоды для достижения целевых показателей по восстановлению и рециркуляции отходов упаковки. В 2013 году Приложение I Директивы, содержащее список иллюстративных примеров элементов, которые являются или не должны рассматриваться в качестве упаковки, было пересмотрено для обеспечения большей ясности путем добавления в список нескольких примеров.

Последний пересмотр Директивы об упаковке и отходах упаковки произошел 29 апреля 2015 года с принятием Директивы 2015/720 Европейского парламента и Совета, вносящей поправки в Директиву 94/62 / EC в отношении потребления легких пластиковых пакетов-носителей .

Основные этапы процесса пересмотра приведены на сайте http://ec.europa.eu/environment/waste/studies/index.htm.

Бифенилы

Полихлорированные бифенилы (ПХБ) относятся к группе химических веществ, которые известны как стойкие органические загрязнители (СОЗ). ПХБ коммерчески широко выпускались во всем мире в период с 1930-х по 1980-е годы. Учитывая их чрезвычайную химическую устойчивость и термостойкость, они широко использовались в качестве компонентов в электрическом и гидравлическом оборудовании и смазочных материалах.

Они используются в двух областях применения:

Закрытые области применения: диэлектрические жидкости в электрооборудовании, таком как трансформаторы, конденсаторы (крупные промышленные конденсаторы, а также небольшие конденсаторы в бытовых электроприборах), линии теплопередачи и гидравлические системы.

Открытое применение: в качестве наполнителей для пестицидов, герметиков, безуглеродной копировальной бумаги, промышленных масел, красок, клеев, пластмасс, антипиренов и для борьбы с пылью на дорогах.

В 1970-е годы из-за серьезных опасений, связанных с их токсическим воздействием на человека, подозрением на канцерогенность и стойкостью к воздействию окружающей среды, ряд стран ограничил использование ПХД. Наконец, в 1985 году использование и маркетинг ПХД в Европейском сообществе были очень сильно ограничены.

ПХБ классифицируются как вероятные канцерогены человека и вызывают широкий спектр неблагоприятных эффектов у животных и людей, включая репродуктивную токсичность, тератогенность и иммунотоксичность.

Они могут переноситься на большие расстояния и обнаруживаться в самых отдаленных уголках земного шара, включая места, удаленные от места их производства или использования. Они были обнаружены практически во всей окружающей среде (в помещениях и на открытом воздухе, поверхностных и подземных водах, почве и пище).

Директива 96/59 / EC об утилизации ПХД и ПХТ направлена ​​на полное уничтожение ПХД и оборудования, содержащего ПХД. Настоящая Директива устанавливает требования к экологически безопасному удалению ПХД. Государства-члены должны провести инвентаризацию крупногабаритного оборудования, содержащего ПХД, принять план утилизации инвентаризованного оборудования и планы сбора и утилизации оборудования без инвентаризации (небольшое электрооборудование, часто присутствующее в бытовой технике, произведенной до запрета на маркетинг ПХБ). Директива о ПХД далее предусматривала, что государства-члены должны были до конца 2010 года утилизировать большое оборудованием (оборудование с объемом ПХД более 5 литров).

Комиссия приняла Стратегию Сообщества по диоксинам, фуранам и ПХД, направленную на сокращение, насколько это возможно, выбросов этих веществ в окружающую среду и их внедрение в пищевые цепи.

Регламент (ЕС) № 850/2004 о стойких органических загрязнителях охватывает ПХБ. Комиссия провела исследование в целях содействия осуществлению положений настоящего Регламента, касающихся отходов.

Стойкие органические загрязнители (СОЗ)

Стойкие органические загрязнители (СОЗ) представляют собой химические вещества, которые сохраняются в окружающей среде, биоаккумулируются по пищевой сети и создают риск причинения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Эта группа приоритетных загрязнителей состоит из пестицидов (таких как ДДТ), промышленных химикатов (таких как полихлорированные бифенилы, ПХД) и непреднамеренных побочных продуктов промышленных процессов (таких как диоксины и фураны).

Постоянные органические загрязнители переносятся через международные границы далеко от их источников, даже в регионы, где они никогда не использовались или не производились. Экосистемы и коренные народы Арктики особенно подвержены риску из-за дальних экологических перевозок и биоувеличения этих веществ. Следовательно, стойкие органические загрязнители представляют угрозу для окружающей среды и для здоровья человека во всем мире.

Международное сообщество призвало к действиям по сокращению и ликвидации производства, использования и выброса этих веществ. С этой целью были согласованы и заключены два международных юридически обязательных документа:

Протокол к региональной Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (КТЗВБР) о СОЗ, открытый для подписания в июне 1998 года и вступивший в силу 23 октября 2003 года

Глобальная Стокгольмская конвенция о СОЗ, открытая для подписания в мае 2001 года и вступившая в силу 17 мая 2004 года.

Эти документы устанавливают строгие международные нормы для первоначальных перечней СОЗ (16 - в Протоколе ЕЭК ООН и 12 - в Стокгольмской конвенции). Оба инструмента также содержат положения о включении дополнительных химических веществ в эти списки. Они устанавливают следующие меры контроля:

  • запрещение или строгое ограничение производства и использоваия преднамеренно производимых СОЗ;
  • ограничения на экспорт и импорт намеренно производимых СОЗ (Стокгольмская конвенция);
  • положения, касающиеся безопасной обработки запасов (Стокгольмская конвенция);
  • положения об экологически обоснованном удалении отходов, содержащих СОЗ;
  • положения о сокращении выбросов непреднамеренно производимых СОЗ (например, диоксинов и фуранов);
  • новые вещества, добавленные к Стокгольмской конвенции в мае 2009 года и Протоколу по СОЗ в декабре 2009 года;
  • поливинилхлориды (ПВХ);

ПВХ был в центре спорных дебатов в течение большей части последних двух десятилетий. Был высказан ряд различных научных, технических и экономических мнений по вопросу о ПВХ и его воздействии на здоровье человека и окружающую среду. Некоторые государства-члены рекомендовали или приняли меры, связанные с конкретными аспектами жизненного цикла ПВХ. Однако эти меры широко варьируются. Чтобы оценить весь жизненный цикл ПВХ и его возможное влияние на здоровье человека и окружающую среду, а также надлежащее функционирование внутреннего рынка, Комиссия провела несколько исследований и выпустила «Зеленую книгу» по проблемам окружающей среды и ПВХ.

«Зеленая книга» - это документ для обсуждения, опубликованный Комиссией по этой конкретной области политики. Он адресован в первую очередь всем сторонам (организациям и отдельным лицам), заинтересованным в вопросах, связанных с ПВХ. Таким образом, заинтересованные стороны приглашаются к участию в дебатах по вопросам, обсуждаемым в Зеленой книге. В некоторых случаях «Зеленая книга» может стать толчком к принятию последующих законодательных актов.

Шлам сточных вод

Шлам образуется в процессе обработки сточных вод. Из-за физико-химических процессов, вовлеченных в обработку, осадок имеет тенденцию концентрировать тяжелые металлы и плохо биоразлагаемые микроорганизмы, а также потенциально патогенные организмы (вирусы, бактерии и т. д.), присутствующие в сточных водах. Шлам, однако, богат питательными веществами, такими как азот и фосфор, и содержит ценное органическое вещество, которое полезно, когда почвы истощаются или подвержены эрозии. Органические вещества и питательные вещества являются двумя основными элементами, которые делают распространение такого рода отходов на земле удобрением или удобрением для органических удобрений.

Постепенное внедрение Директивы 91/271 / EEC об очистке городских сточных вод во всех государствах-членах увеличило количество шлама сточных вод, требующего удаления. При ежегодном производстве около 5,5 млн. тонн в сухом веществе в 1992 году, к концу 2005 года объем шлама в Сообществе достиг почти 9 млн. тонн. Это увеличение обусловлено главным образом практическим осуществлением Директивы, а также медленным, но постоянным ростом числа домохозяйств, подключенных к канализации, и повышением уровня очистки (до третичной очистки с удалением питательных веществ в некоторых государствах-членах). Директивой были также устанавлены цели внедрения вторичной очистки сточных вод, поступающих из агломераций. В частности, такая очистка к концу 2005 года должна была быть внедрена в населенных пунктах с численностью населения от 2000 до 10000 человек, осуществляющих сброс в чистые воды и лиманы.

Существуют более строгие положения о сбросе сточных вод населенных пунктов в чувствительные зоны, такие как пресные воды или эстуарии.

Директива 86/278 / EEC по шламу сточных вод направлена ​​на поощрение использования шлама сточных вод в сельском хозяйстве и регулирование его использования таким образом, чтобы предотвратить вредное воздействие на почву, растительность, животных и человека. С этой целью она запрещает использование необработанного ила на сельскохозяйственных землях, если только он не вводится или не внедряется в почву. Обработанный ил определяется как подвергшийся «биологической, химической или термической обработке, длительному хранению или любому другому соответствующему процессу, с тем чтобы значительно снизить его ферментируемость и опасность для здоровья, являющиеся следствием его использования». Для обеспечения защиты от потенциальных рисков для здоровья от остаточных болезнетворных микроорганизмов осадок не должен применяться на почве, на которой растут плодовые и овощные культуры, или применяться не менее чем за десять месяцев до сбора урожая фруктов и овощей. Пасущиеся животные не должны иметь доступа к лугам или кормовым угодьям быстрее, чем через три недели после применения шлама. Директива также требует, чтобы иловые отложения использовались таким образом, чтобы учитывались требования к питательным веществам растений и не ухудшалось качество почвы и поверхностных и грунтовых вод.

Директива определяет правила отбора проб и анализа шлама и почв. В ней устанавливаются требования к ведению подробных отчетов об объемах производимого шлама, количествах, используемых в сельском хозяйстве, составе и свойствах ила, типе обработки и местах, где используется ил. Предельные значения концентраций тяжелых металлов в осадках сточных вод, предназначенных для сельскохозяйственного использования, и в обработанных шламом почвах приведены в приложениях к Директиве.

Хотя в Сообществе повторное использование шлама составляет около 40% от общего объема производства шлама, захоронение отходов, а также сжигание в некоторых государствах-членах являются наиболее широко используемыми методами сброса отходов, несмотря на их экологические недостатки

Директива 86/278 / EEC была принята более 30 лет назад с целью поощрения применения шлама сточных вод в сельском хозяйстве и регулирования его использования с целью предотвращения вредного воздействия на почву, растительность, животных и людей.

В настоящее время Европейская комиссия оценивает возможность пересмотра действующей Директиву, и если да, то до какой степени. Например, Директива 86/278 / EEC устанавливает предельные значения для семи тяжелых металлов, но с момента ее принятия несколько государств-членов приняли и применяют более строгие предельные нормы для тяжелых металлов и устанавливают требования в отношении других загрязнителей.

Для оценки Директивы Европейская комиссия приступила к сбору существующей информации об экологических, экономических и социальных последствиях, а также о воздействии на здоровье нынешней практики использования шламов сточных вод на суше. В этом исследовании также будут оцениваться риски и возможности, которые могут проятиться в ближайшие годы.

Регламент ЕС по рециклингу судов

Каждый год сотни крупных кораблей демонтируются в самых критических условиях на пляжах Южной Азии. Корабли садятся на мель на приливных песках, прежде чем низкооплачиваемые работники - иногда дети - разбирают их с небольшим персональным защитным снаряжением или тяжелой техникой. Эта практика привела к десяткам смертельных исходов среди рабочих, значительному загрязнению окружающей среды и населения, а также привлекла внимание СМИ и НПО. Глобальная профсоюзная группа IndustriAll назвала такую разборку кораблей «самой опасною работой в мире». В июне 2016 года Комиссия опубликовала тематический выпуск «Наука для экологической политики», в котором основное внимание уделялось последствиям утилизации судов.

Европейский парламент и Совет Европейского союза 20 ноября 2013 года приняли Правила утилизации судов. Целью Правил является сокращение негативных последствий, связанных с утилизацией судов, плавающих под флагом государств-членов Союза. Правила выдвигают требования Гонконгской конвенции 2009 года по безопасной и экологически безопасной утилизации судов, внося тем самым вклад в ее глобальное вступление в силу. Постановление также включает дополнительные требования к безопасности и охране окружающей среды.

Для обеспечения правовой ясности и избежания административной нагрузки суда, на которые распространяется новое законодательство, будут исключены из сферы действия Постановления об отходах (ЕС) 1013/2006.

Был принят Европейский список предприятий по утилизации судов. С даты, установленной в Правилах, с середины 2017 года и до 31 декабря 2018 года, крупные коммерческие морские суда, плавающие под флагом государства-члена ЕС, могут быть переработаны только на безопасных и надежных предприятиях по утилизации судов, включенных в Европейский перечень предприятий для утилизации судов , Список был впервые установлен 19 декабря 2016 года. Он будет обновлен в будущем посредством исполнительных актов, чтобы добавить более подходящие объекты или удалить объекты, которые перестали соответствовать Правилам. Чтобы быть включенным в европейский список, любое предприятие по утилизации судов независимо от его местоположения должно соответствовать ряду требований безопасности и охраны окружающей среды. В апреле 2016 года Комиссия выпустила технические руководящие принципы в отношении этих требований. Комиссия оценивает заявки, полученные от предприятий по утилизации судов, расположенных в третьих странах. Для предприятий, расположенных в ЕС, национальные органы государств-членов указывают Комиссии, какие предприятия, расположеные на их территории, соответствуют требованиям.

По новым Правилам установка или использование некоторых опасных материалов на судах будет запрещена или ограничена. Эти опасные материалы включают, например, асбест и озоноразрушающие вещества. Каждое новое европейское судно (или судно, плавающее под флагом третьей страны, заходящее в порт ЕС или на якорную стоянку), должно иметь на борту инвентаризацию опасных материалов, подтвержденную соответствующей администрацией или органом, с указанием места и приблизительных количеств этих материалов. Начиная с публикации первого европейского перечня предприятий для утилизации судов, суда под флагом ЕС, предназначенные для демонтажа, также должны иметь на борту инвентаризацию опасных материалов. Портовые власти государств-членов ЕС будут уполномочены контролировать европейские суда, чтобы проверить, есть ли у них на борту сертификат готовности к повторному использованию или действительная инвентаризация опасных материалов.

В ноябре 2016 года EMSA, Европейское агентство по безопасности на море, опубликовало Руководство по наилучшей практике в области инвентаризации опасных материалов для специалистов-практиков на местах, судовладельцев и национальных властей.

Диоксид титана

Пигмент диоксида титана (TiO 2) представляет собой белый порошок с высокой непрозрачностью и блестящей белизной. Эти свойства сделали его ценным пигментом и поглотителем для широкого спектра применений в красках, пластмассовых изделиях, чернилах и бумаге. Диоксид титана также используется во многих белых или цветных продуктах, включая продукты питания, косметику, средства защиты от ультрафиолета, керамику и резиновые изделия.

Пигменты диоксида титана изготавливаются посредством двух химических процессов: сульфатного или хлоридного. Хлоридный способ дает продукты диоксида титана путем взаимодействия титановых руд с газообразным хлором. Сульфатный способ производит продукты диоксида титана путем взаимодействия титановых руд с серной кислотой. 70% европейского производства приходится на сульфатный способ и 30% на хлоридный.

Отходы, образующиеся при производстве диоксида титана, представляют собой твердые отходы, сильные кислотные отходы, слабые кислотные отходы, нейтрализованные отходы, отходы обработки и пыль

Существующее законодательство по отходам при производстве двуокиси титана нацелено на предотвращение и последовательное уменьщение загрязнений, вызываемых этими отходами вплоть до ограничения таких загрязнений. Также следует гармонизировать законодательство по отходам производства двуокиси титана во избежание нарушения конкуренции на внутреннем рынке.

Три различных директивы обеспечивают правила по отходам диоксида титана:

  • размещению (Council Directive 78/176/EEC),
  • мониторингу и надзору (Council Directive 82/883/EEC) и
  • программы по уменьшению загрязнений (Council Directive 92/112/EEC).

Отходы масел

Смазочные масла являются необходимым элементом нашей ежедневной жизни, они также необходимы для работы различных двигателей и механизмов. В 2006 году ЕС потреблял около 5,6 млн тонн масел. Но в процессе использования масла теряют свои свойства, становятся загрязненными и в какой-то момент перестают соответствовать их первоначальному предназначению. Эти отработанные масла затем заменяются новыми смазочными маслами. Примерно 50% первоначального количества, превращается в отработанные масла (остальное теряется во время использования или через утечки и т. Д.), Это даем нам ежегодно около 3 миллионов тонн отработанных масел, которыми необходимо как-то управлять. Отработанные масла представляют собой опасные отходы, так как они проявляют некоторые опасные свойства. Отработанные масла, которые попадают в реки, озера и ручьи, угрожают водной среде. Действительно, литр отработанного масла может загрязнить миллион литров воды. Кроме того, серьезное загрязнение почвы может быть следствием того, что отработанные масла остаются на земле.

Отработанные масла регулируются Рамочной Директивой по отходам 2008/98 / EC, особенно статьей 21, которая предусматривает, что государства-члены должны принять необходимые меры для обеспечения следующих условий:

  • отработанные масла собираются отдельно, если это технически возможно;
  • отработанные масла обрабатываются в соответствии со статьями 4 (иерархия отходов) и 13 (защита окружающей среды и здоровья человека);
  • если это технически осуществимо и экономически целесообразно, отработанные масла разных характеристик не смешиваются, а также отработанные масла не смешиваются с другими видами отходов или веществ, если такое перемешивание затрудняет их обработку.

Таким образом, крайне важно собрать как можно больше этого очень ценного ресурса, чтобы избежать загрязнения окружающей среды и извлечь выгоду из очень высокого потенциала для восстановления этого потока отходов. Отрасли промышленности, потребители, гаражи и ремесленники должны участвовать в этом процессе, не сбрасывая эти драгоценные жидкости, а передавая их уполномоченным сборщикам, которые обеспечат их адекватное восстановление.

Сжигание отходов

Директива по сжиганию отходов (Directive 2000/76/EC) вступила в силу 28 декабря 2000 г. Она отменила прежнюю директивы по сжиганию опасных отходов (Directive 94/67/EC) и отходам домашнего хозяйства (Directives 89/369/EEC and 89/429/EEC) и объединила их в одном документе.

Цель Директивы – предотвратить или уменьшить, насколько это возможно, негативное влияние на окружающую среду, вызываемое сжиганием или совместным сжиганием отходов. В частности, это поможет уменьшить загрязнения при выбросах в воздух, на почву, поверхностные и подземные воды, и таким образом уменьшить риск ухудшения здоровья.

Это будет достигнуто посредством применения условий работы, технических требований и предельных значений выбросов на заводах ЕС по сжиганию и совместному сжиганию отходов.

Директива по сжиганию отходов устанавливает предельные значения выбросов и требования по мониторингу загрязнителей воздуха, таких как пыль, оксиды азота (NOx), двуокись серы (SO2), соляная кислота (HCl), фтористый водород (HF), тяжелые металлы, диоксины и фураны. Директива также устанавливает контроль над сбросами в воду, образующимися в результате обработки отработанных газов. Большинство типов установок для сжигания отходов попадают в сферу действия Директивы по сжиганию отходов, за некоторыми исключениями, такими как те, которые относятся только к биомассе (например, растительные отходы сельского и лесного хозяйства). Экспериментальные установки с ограниченной емкостью, используемые для исследования и разработки улучшенных процессов сжигания, также исключены.

Директива по сжиганию отходов проводит различие между:

а) установками для сжигания (которые предназначены для термической обработки отходов и могут или не могут восстанавливать тепло, выделяемое при сжигании) и

  1. b) предприятиями по совместному сжиганию (такими как цементные или известковые печи, сталелитейные заводы или электростанции, основной целью которых является производство энергии или производство материальных продуктов и в которых отходы используются в качестве топлива или термически обрабатываются для целей удаления).

Захоронение на полигонах

Согласно иерархии управления отходами, захоронение отходов является наименее предпочтительным вариантом и должно быть ограничено необходимым минимумом. В тех случаях, когда отходы подлежат захоронению на свалках, их необходимо отправить на свалки, которые соответствуют требованиям Директивы 1999/31 / EC о полигонах отходов. Целью Директивы является предотвращение или уменьшение, насколько это возможно, негативного воздействия полигонов на окружающую среду, в частности на поверхностные воды, грунтовые воды, почву, воздух и на здоровье человека, путем введения строгих технических требований к отходам и захоронениям отходов ,

Директива о полигонах отходов определяет различные категории отходов (муниципальные отходы, опасные отходы, не опасные отходы и инертные отходы) и применяется ко всем полигонам, определенным как места размещения отходов на земле или в земле.

Полигоны делятся на три класса:

  • полигоны для опасных отходов;
  • полигоны для неопасныех отходов;
  • полигоны для инертных отходов.

Директива не применяется в следующих случаях:

  • при размещении на почве шламов (включая шламы сточных вод и шламы, образующиеся в результате дноуглубительных работ);
  • при использование на свалках инертных отходов, возникающих при перестройке или реставрационных работах;
  • при отложении не загрязненного грунта или не опасных инертных отходов в результате разведки и добычи, обработки и хранения полезных ископаемых, а также от эксплуатации карьеров;
  • при размещении не опасных осадков дноуглубительных работ вдоль небольших водных путей, из которых они были извлечены, и не опасных осадков в поверхностных водах, включая дно и его недра.

Стандартная процедура принятия отходов на полигоне устанавливается для того, чтобы избежать любых рисков,и включает следующие условия:

  • отходы должны быть обработаны до их захоронения;
  • опасные отходы по смыслу Директивы должны быть отнесены на свалку опасных отходов;
  • свалки для неопасных отходов должны использоваться для бытовых отходов и других неопасных отходов;
  • полигоны для инертных отходов должны использоваться только для инертных отходов.

Критерии принятия отходов на каждом классе полигона должны быть приняты Комиссией в соответствии с общими принципами. Следующие отходы не могут быть размещены на полигонах:

  • жидкие отходы;
  • воспламенящиеся отходы;
  • взрывчатые или окисляющиеся отходы;
  • медицинские и другие клинические инфицированные отходы;
  • подержанные шины с некоторыми исключениями;
  • любые другие виды отходов, которые не соответствуют критериям приемлемости,

Директива устанавливает систему разрешений на эксплуатацию полигонов. Заявки на получение разрешений должны содержать следующую информацию:

  • личность заявителя, а в некоторых случаях и оператора;
  • описание типов и общего количества отходов, подлежащих депонированию;
  • мощность места захоронения;
  • описание сайта;
  • предлагаемые методы предотвращения загрязнения и борьбы с ним;
  • предлагаемый план работы, мониторинга и контроля;
  • план закрытия и процедуры послеоперационного ухода;
  • финансовое обеспечение заявителя;
  • отчет по оценке воздействия в соответствии с директивой Совета 85/337 / EEC, по оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду.

Государства-члены должны обеспечить, чтобы существующие полигоны не могли продолжать функционировать, если они не соответствуют положениям Директивы.

 

   Список источников

  1. Экологический центр данных по отходам, Евростат/ URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/environment/waste (дата обращения 10.12.2016).
  2. 7-я Программа действий в области охраны окружающей среды/ URL: http://ec.europa.eu/environment/action-programme/index.htm (дата обращения 15.12.2016).
  3. Thematic Strategy on the Prevention and Recycling of Waste. URL: http://ec.europa.eu/environment/waste/strategy.htm (дата обращения 10.12.2016).
  4. Regulation (EC) No 1907/2006 of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 concerning the Registration, Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemicals (REACH), establishing a European Chemicals Agency, amending Directive 1999/45/EC and repealing Council Regulation (EEC) No 793/93 and Commission Regulation (EC) No 1488/94 as well as Council Directive 76/769/EEC and Commission Directives 91/155/EEC, 93/67/EEC, 93/105/EC and 2000/21/EC. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A02006R1907-20140410 (дата обращения 10.12.2016).
  5. Waste Framework Directive. Directive 2008/98/EC of the European Parliament and of the Council of 19 November 2008 on waste and repealing certain Directives. URL: http://ec.europa.eu/environment/waste/framework/ (дата обращения 16.12.2016).
  6. Closing the loop - An EU action plan for the Circular Economy. URL: (http://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:8a8ef5e8-99a0-11e5-b3b7-01aa75ed71a0012.02/DOC_1&format=PDF) (дата обращения 10.12.2016).
  7. Commission Regulation (EC) No 308/2009 of 15 April 2009 amending, for the purposes of adaptation to scientific and technical progress, Annexes IIIA and VI to Regulation (EC) No 1013/2006 of the European Parliament and of the Council on shipments of waste. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2009:097:0008:0011:EN:PDF (дата обращения 20.12.2016).
  8. Council Directive 1999/31/EC of 26 April 1999 on the landfill of waste. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:1999:182:0001:0019:EN:PDF (дата обращения 10.12.2016).
  9. Directive 2000/76/EC of the European Parliament and of the Council of 4 December 2000 on the incineration of waste. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2000:332:0091:0111:EN:PDF (дата обращения 20.12.2016).
  10. Council Directive 78/176/EEC of 20 February 1978 on waste from the titanium dioxide industry. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:1978:054:0019:0024:EN:PDF (дата обращения 20.12.2016).
  11. Directive 2008/12/EC of the European Parliament and of the Council of 11 March 2008 amending Directive 2006/66/EC on batteries and accumulators and waste batteries and accumulators, as regards the implementing powers conferred on the Commission. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2008:327:0007:0008:EN:PDF (дата обращения 10.12.2016).
  12. European Parliament and Council Directive 94/62/EC of 20 December 1994 on packaging and packaging waste. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:1994:365:0010:0023:EN:PDF (дата обращения 10.12.2016).
  13. Directive 2000/53/EC of the European Parliament and of the Council of 18 September 2000 on end-of life vehicles. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2000:269:0034:0042:EN:PDF(дата обращения 10.12.2016).
  14. Directive 2008/12/EC of the European Parliament and of the Council of 11 March 2008 amending Directive 2006/66/EC on batteries and accumulators and waste batteries and accumulators, as regards the implementing powers conferred on the Commission. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2008:076:0039:0040:EN:PDF (дата обращения 20.12.2016).
  15. RoHS Directive - Directive 2002/95/EC of the European Parliament and of the Council of 27 January 2003 on the restriction of the use of certain hazardous substances in electrical and electronic equipment. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2003:037:0019:0023:EN:PDF (дата обращения 20.12.2016).
  16. Directive 2002/96/EC of the European Parliament and of the Council of 27 January 2003 on waste electrical and electronic equipment (WEEE). URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2003:037:0024:0038:EN:PDF (дата обращения 20.12.2016).