Источник фото https://freephotos.cc

Основные вопросы

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
ПРОЦЕДУРА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Экологические последствия и устойчивое развитие

Процедура оценки последствий реализации проекта, плана, мероприятия до принятия решения в рамках административной процедуры достаточно хорошо проработана и реализована в нормативных актах ЕС и отдельных государств. Она является обязательной не только в странах ЕС, но и в России и в Беларуси. Это предусматривает поиск альтернатив, которые бы минимизировали отрицательное воздействие на окружающую среду. В документах ЕС под воздействием на окружающую среду понимается воздействие на:

  • здоровье и безопасность людей;
  • флору, фауну, экосистемы и биоразнообразие;
  • почвы, водные ресурсы, воздух, климат и ландшафт;
  • использование земли, природных ресурсов, сырья и материалов;
  • охраняемые территории и объекты особой значимости;
  • объекты наследия, отдыха и жизнедеятельности;
  • объекты, обеспечивающие существование, сохранение образа жизни коренных жителей.

Целью оценки является рассмотрение воздействия на окружающую среду и предоставление лицам, принимающим решение, информации о возможности минимизации воздействия или отказа в принятии решения. Помимо собственно критериев, относящихся к окружающей среде, в нормативных актах рассматривается также воздействие на факторы устойчивого развития в результате реализации проектов и программ, например:

  • рост населения, плотность населения, доля городского населения;
  • экономический рост;
  • количество зеленых насаждений и лесов;
  • доля сельского хозяйства в ВВП; и т.д.

Для этих и ряда других показателей определены допустимые значения, которые также оцениваются в рамках более широкого понятия «устойчивого развития», которое имеет прямое отношение к методам оценки воздействия на окружающую среду. Так, например, строительство дорог не только оказывает положительное влияние на экономический рост, но требует использования невозобновляемых природных ресурсов, загрязняет окружающую среду и т.д.

Таким образом, процедура оценки воздействия на окружающую среду требует поиска баланса между требованиями общественного развития и сохранении экосистем.

Обзор нормативных актов

В ЕС действует широкий спектр инструментов реализации экологической политики:

  • международные соглашения;
  • директивы и другие нормативные акты ЕС, а также официальные руководства ЕС;
  • национальные нормативные акты;
  • международные стандарты экологической безопасности;
  • документы компаний, работающих в различных отраслях (энергетика, транспорт и т.д.), которые призваны минимизировать воздействие на окружающую среду в процессе их функционирования.

Некоторые международные соглашения, директивы, международные стандарты экологического менеджмента были рассмотрены ранее.

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте принята в г. Эспо 25 февраля 1991 г., Протокол ЕЭК ООН к данной Конвенции принят в г. Киеве в мае 2003 г. Протокол ЕЭК ООН является самостоятельным международным соглашением, соблюдение его положений обязательно для Сторон протокола, подписавших и ратифицировавших его.

  Международные соглашения

Конвенция ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Главная страница ЕЭК ООН ESPOO http://www.unece.org/env/eia/eia.htm).

Согласно этой конвенции, страны-участники обязуются оценивать воздействие определенных видов деятельности на окружающую среду на ранней стадии планирования, а также уведомлять и консультироваться друг с другом по всем рассматриваемым крупным проектам, которые могут иметь значительное неблагоприятное трансграничное воздействие на окружающую среду.

Примерами таких проектов являются:

  • мост через реку Дунай между Видином (Болгария) и Калафатом (Румыния);
  • трубопровод между Италией и Хорватией;
  • расширение планируемого хранилища отработавшего ядерного топлива в Финляндии;
  • атомные электростанции в Финляндии;
  • Ханси-Пужнская ГЭС, на границе между Францией и Швейцарией.

Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (http://www.unece.org/env/pp/).

Целью Конвенции является содействие защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния. Для этого участниками Конвенции, к которой присоединись страны ЕС, гарантируются права на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Согласно Статье 6 Конвенции, страны обязаны проводить общественное обсуждение проектов, в том числе:

  • в области энергетики (нефтеперерабатывающие и газоперерабатывающие заводы, установки для газификации и сжижения; тепловые электростанции мощностью 50 мегаватт (МВт) или более; атомные электростанции; установки для производства и переработки облученного ядерного топлива и другие);
  • в области производства и обработки металлов;
  • в области промышленности по переработке минерального сырья, химической промышленности, производства целлюлозы и бумаги, строительства карьеров и открытая добыча полезных ископаемых;
  • в области обработки и удаления отходов, очистки сточных вод;
  • в области транспорта (строительство железнодорожных линий дальнего сообщения и аэропортов, автомагистралей, портов), строительство трубопроводов для транспортировки газа, нефти или химических веществ, строительство воздушных линий электропередачи;
  • забор подземных вод или системы искусственного пополнения подземных вод, работы по переброске водных ресурсов между речными бассейнами, строительства плотин и водохранилищ;
  • строительство объектов для интенсивного выращивания птицы или свиней;
  • ряда других видов деятельности (http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orhus.shtml).

Директивы ЕС

В ЕС процедура экологической оценки реализуется на двух уровнях:

  • Оценка воздействия на окружающую среду;
  • Стратегическая экологическая оценка.

Впервые процедура оценки воздействия на окружающую среду была реализована в 1985 году в Директиве №85/337/EEC от 27/06/1985 «Об оценке воздействия некоторых общественных и частных проектов на окружающую среду» (http://eur-lex.europa.eu/).

Директива была дополнена в 1997, 2003 и 2009 годах. На ее основе была разработана действующая сегодня Директива от 13 декабря 2011 года № 2011/92/ЕС «Об оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду». Она применяется к анализу государственных и частных проектов, которые определены в Приложениях I и II к ней. Так, обязательной оценке подлежат все проекты, имеющие значительное воздействие на окружающую среду, например, междугородные железнодорожные линии, автомагистрали и скоростные дороги, аэропорты с базовой длиной взлетно-посадочной полосы более 2100 м, установки для утилизации опасных отходов, установки для захоронения неопасных отходов более 100 тонн в день, установки очистки сточных вод более 150 000 куб.м. в сутки. Кроме этого, выборочный контроль может выполняться по решению государств ЕС в отношении других проектов. Для этого разработана процедура скрининга, которая определяет влияние отдельных проектов на окружающую среду на основе пороговых значений/критериев или рассмотрения отдельных случаев. Скрининг используется, например, для оценки проектов городского развития, работ по ликвидации последствий наводнений и других.

В целях содействия применению Директивы «Об оценке воздействия некоторых общественных и частных проектов на окружающую среду» Еврокомиссия организует проведение исследований, по результатам которых публикует отчеты и руководящие документы. Они могут представлять интерес для властей, разработчиков, консультантов, исследователей, организаций и общественности (http://ec.europa.eu/environment/eia/eia-support.htm).

Справочные документы:

  • Экологические оценки планов, программ и проектов - правила судебного правосудия европейского союза (http://ec.europa.eu/environment/eia/pdf/EIA_rulings_web.pdf);
  • Директива 2003/35/EC, предусматривающая участие общественности в разработке отдельных планов и программ, касающихся окружающей среды, и внесение поправок в отношении участия общественности и доступа к правосудию.
  • Директивы Совета 85/337/EEC и 96/61/EC (http://eur-lex.europa.eu/).

Вторым важным документом является Директива от 27 июня 2001 года № 2001/42/EC «Стратегическая экологическая оценка» (http://eur-lex.europa.eu/), которая имеет отношение к крупным проектам и программам и использует более широкий спектр показателей, связанных с устойчивым развитием.

Предметом стратегической экологической оценки могут выступать проекты документов:

  • международные соглашения, законодательные акты;
  • планы развития отраслей
  • национальные целевые программы (например, ресурсосбережение);
  • планы развития территорий, землепользования.

Основными задачами стратегической экологической оценки являются:

  • установление рамочных ограничений на принятие решений для проектов (например, строительство новых угольных электростанций);
  • учет совокупного экологического эффекта от реализации нескольких проектов в рамках программы или плана;
  • предотвращение конфликта интересов между землепользователями и жителями.

На рис. 10.1 представлена структура экологической оценки в ЕС а в Таблице 10.1 - сравнительный анализ процедур «Оценка воздействия на окружающую среду» и «Стратегическая экологическая оценка».

Рисунок 10.1 Уровни экологической оценки в ЕС.

Таблица 10.1. Сравнительный анализ процедур «Оценка воздействия на окружающую среду» и «Стратегическая экологическая оценка»

 

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Характер оценки

Строительство, эксплуатация

Концептуальная, перспективная оценка

Уровень принятия решений

Бизнес-планирование, микроуровень

Политика, макроуровень

Источники данных

Полевые исследования, анализ образцов, проектно-сметная документация

Отчеты о состоянии окружающей среды, статистические данные, проекты законодательных актов

Примеры результатов

Природоохранные мероприятия при строительстве объекта и его эксплуатации

Экологическое и социальное обоснование проекта развития территории

Таким образом, стратегическая экологическая оценка тесно связана с формированием политики и реализуется в виде программ, планов и процессов развития, формируя долгосрочное видение и цели. К планам и программам с стратегического характера могут относиться, например, государственная программа использования водных ресурсов, долгосрочный план развития энергетики и т.д.

Стратегическая экологическая оценка позволяет:

  • составить видение и цели развития той или иной сферы, связанной с экологической обстановкой и воздействием на окружающую среду;
  • определить долгосрочные цели в соответствии с видением;
  • обозначить стратегии реализации этих целей на государственном уровне, обеспечить политическую и нормативную поддержку разработанных мероприятий.

На основе документов, подлежащих стратегической экологической оценке, реализуются конкретные проекты, для которых выполняется процедура оценки воздействия на окружающую среду:

  • детальные планы территорий, строительство зданий;
  • строительство линий электропередач, инженерных коммуникаций;
  • заготовка биологически возобновляемых ресурсов и т.д.

 Процедура стратегической экологической оценки (СЭО).

Процедура стратегической экологической оценки (СЭО) преследует ряд целей, которые необходимо соблюдать при принятии важных решений на государственном и межгосударственном уровнях. СЭО является обязательной для стратегических планов развития, государственных и межгосударственных программ, разрабатываемых в области сельского и лесного хозяйства, рыболовства, энергетики, промышленности, транспорта, управления отходами, туризма, планирования городов. Кроме этого, необходимость проведения СЭО регулируется в соответствии с Директивой по средам обитания (http://ec.europa.eu/environment/eia/sea-legalcontext.htm).

Процедура СЭО преследует ряд целей, связанных с реализацией концепции устойчивого развития:

  • способствовать пониманию проблемы устойчивости, включая интегрированную перспективу развития в процессах разработки политики и планирования;
  • поддерживать принятие стратегических решений, анализируя благоприятные условия развития;
  • содействовать выявлению и обсуждению вариантов развития и содержать руководящие принципы, которые помогут развитию следовать траекториям устойчивого развития;
  • информировать лиц, принимающих решения, и общественность об устойчивости стратегических решений, обеспечении демократического процесса принятия решений, повышении доверия к решениям;
  • поддерживать политическую готовность, создавать культуру принятия стратегических решений.

Таблица 10.2. Директивы ЕС, касающиеся стратегической экологической оценки (http://eur-lex.europa.eu/)

Стратегическая экологическая оценка

Стратегические документы ЕС

Директивы ЕС

Биоразнообразие

Стратегия биологического разнообразия 2020

Директива оп птицах

Директива о средах обитания

Регулирование инвазивных чужеродных видов

Земля и почвы

Тематическая стратегия по сохранению почв

Дорожная карта по рациональному использованию ресурсов Европы

 

Вода

Защита водных ресурсов в Европе (Blueprint)

Водная рамочная директива

Директива по предотвращению наводнений

Директива по очистке городских сточных вод

Директива по приоритетным веществам

Директива по питьевой воде

Директива по подземным водам

Директива по использованию нитратов

Морские ресурсы

Интегрированная морская политика и рыболовство

Рамочная директива по морской стратегии

Директива территориального планирования морской акватории

Воздух

Тематическая стратегия по качеству воздуха

Директива по качеству воздуха

Директива по максимальным значениям выбросов

Климат

Стратегия ЕС по адаптации к изменению климата

2020 Климат и энергетический пакет

Директива по возобновляемым источникам энергии

Директива по биомассе

Директива по энергоэффективности

Прикладными результатами проведения СЭО являются:

  • адаптация и смягчение последствий изменения климата;
  • искоренение нищеты и преодоление социального и регионального неравенства;
  • повышение и поддержание ценностей биоразнообразия, экосистемных услуг и благосостояния людей;
  • социальная и территориальная сплоченность;
  • содействие развитию потенциала регионального развития;
  • инновации и культурное разнообразие населения;
  • поощрение качества окружающей среды, ландшафтного и культурного наследия и устойчивого использования природных ресурсов.

Помимо основной директивы (Директива 2001/42/EC Европейского парламента и Совета от 27 июня 2001 года об оценке последствий определенных планов и программ в области окружающей среды http://eur-lex.europa.eu/), которая определяет механизм стратегической экологической оценки, действуют специальные документы, регламентирующие политику ЕС в этой области (Доклад о состоянии окружающей среды 2015 (State of Environment Report 2015) SOER-2015) (http://www.eea.europa.eu/soer). Примеры реализации стратегической экологической оценки на национальном уровне.

Во многих странах существуют практические пособия по проведению стратегической экологической оценки в соответствии с международным и национальным законодательствами.

Например:

На национальном уровне процедура стратегической экологической оценки выполняется достаточно часто (таблица 10.3).


 

Таблица 10.3 - Среднее количество процедур СЭО, проводимых в период 2007-2014 гг. в некоторых государствах ЕС (http://ec.europa.eu/environment/eia/pdf/study_SEA_directive.pdf)

Государство ЕС

Количество процедур в 2007-2014 гг

Наиболее распространенный тип оцениваемых планов / программ

Австрия

160 в среднем в год

170 проектов территориального планирования, 8 региональных пространственных планов, 3 региональных плана развития, по одному для воды, провинциальные дороги и др.

Бельгия

Девять всего в период между 2007-2014 годами

 

Бельгия, Регион Фландрия

289 скринингов и 25 СЭО в год

Планы водоснабжения: 2%

Городское развитие и разграничение малых городских районов: 25%

Дороги, трамвайная линия и железная дорога: 20%

Туризм и отдых: почти 9%

Промышленные зоны: 12% (некоторые из них представляют собой сочетание вышеупомянутых секторов)

Бельгия Брюссельский столичный регион

4-5 СЭО в год

 

Болгария

512 скринингов и 32 обязательных СЭО в среднем в год

90% для городского и сельского планирования и землепользования;

10% для энергии, транспорта, отходов и водных планов

Хорватия

6 в год в среднем с 2009 года (с увеличением от 1 в 2012, 8 в 2013 году, 22 в 2014 году

12 для пространственного планирования в период с 2009 по 2014 год,;

8 региональных СЭО развития (включая 5 ОП в рамках политики сплочения);

3 плана отходов;

3 плана водоснабжения; и

3 транспортных плана..

Кипр

Пять отчетов по СЭО в среднем в год, плюс четыре мнения о скрининге

2007-2014 годы:

22 - планирование городов и землепользование;

3 плана складирования отходов;

2 энергетических плана;

2 плана водных ресурсов;

1 - программа сельского хозяйства;

1 - план рыболовства.

Чешская Республика

129 СЭО ежегодно

2007-2014 годы:

В среднем 115 СЭО в год для планирования землепользования.

55% СЭО для регионального развития,

10% управления водными ресурсами,

7% для туризма и транспорта

Дания

1-2 СЭО в год на национальном уровне, 1-2 СЭО в год на региональном уровне; 1-2 СЭО в год для крупных муниципалитетов (приблизительно 15 скринингов)

По мнению экспертов - по одному СЭО на сектор в год

Франция

565 СЭО в среднем в год с динамикой увеличения

22 водных плана;

20 кадровых планов;

12 планов отходов;

12 городских планов поездок;

11 лесных схем;семь

7 схем экологической согласованности

Анализ таблицы показывает, что в основном внимание уделяется СЭО в отношении изменения схем землепользования, организации территорий для хранения отходов, рыболовства, энергетики. СЭО проводится как на национальном, так и на местных уровнях.

 Национальный опыт: Планирование использования морской акватории Финляндии (Maritime Spatial Planning in Finland) (http://www.partiseapate.eu/wp-content/uploads/2013/08/Finland-country-fiche.pdf).

В Финляндии на момент подготовки курса не было единого законодательного акта (кодекса), который бы регулировал стратегическое планирование использования водной акватории. Планирование осуществляется на основе Акта об использовании земель и строительстве (Land Use and Building Act) (http://www.ym.fi/en-US/Land_use_and_building/Legislation_and_instructions/The_Land_Use_and_Building_Act).

Задачами Акта являются:

  • создание благоприятной среды обитания при использовании земельных и водных ресурсов;
  • экологическое, социальное и культурное содействие устойчивому развитию;
  • обеспечение возможности личного участия в принятии соответствующих решений;
  • обеспечение высокого качества, интерактивности планирования территорий, всесторонность экспертиз и их открытость.

Рисунок 10.2 Планирование использования морской акватории Финляндии

Все территориальные воды находятся под управлением местных администраций, которые и осуществляют стратегическое планирование. Правительство Финляндии в рамках своих компетенций осуществляет стратегическое планирование на территориях в соответствии с Законом «Об экономической зоне Финляндии» (Act on the Exclusive Economic Zone of Finland) (https://www.ecolex.org/details/legislation/act-on-the-exclusive-economic-zone-of-finland-lex-faoc099095/), который регулирует статус отдельных территорий и порядок использования природных ресурсов на них. Процедура оценки воздействия на окружающую среду является обязательной и регулируется соответствующими законодательными актами.

На рис.10.2 приведена карта планирования использования морской акватории Финляндии.

 Межнациональный пример: стратегическая экологическая оценка в транспортном коридоре Северного треугольника ЕС ( Финляндия, Швеция, Дания)

Проект предусматривал масштабную реконструкцию транспортной инфраструктуры в странах Северного треугольника (автомобильных, железных дорог и морского транспорта) и был реализован в 1996 - 2015 годах. В результате было построено и реконструировано 1898 км автомобильных и 1998 км железных дорог. Общая сумма инвестиций превысила 10 млрд евро. Стратегическая экологическая оценка проекта включала координацию ранее выполненных национальных исследований:

  • плана развития территорий Швеции, выполненного на основании национального законодательства в области территориального планирования, сформированного в 1980-х годах, который должен был корректироваться с учетом адаптации транспортной системы к более жёстким экологическим нормам ЕС;
  • планов развития территорий Финляндии, которые находятся в компетенции самоуправляемых 6 провинций, при этом государственные органы формируют только общую политику использования территорий, которая реализуется непосредственно на местном уровне (http://www.ecolex.org/ecolex/ledge/view/RecordDetails;DIDPFDSIjsessionid=932E4C9395FF89F6F222CB08E00C9AD9?id=LEX-FAOC099095&index=documents);
  • координацию с транспортной инфраструктурой стран-соседей (России, Норвегии, Эстонии, Латвии).

На рис. 10.3 представлена схема транспортного сообщения в Скандинавии.

Рисунок 10.3 Планирование транспортного сообщения в Скандинавских странах.

Этот проект оказался уникален тем, что в течение его реализации многие существовавшие нормы были усовершенствованы. Первоначально выполненная экологическая оценка подлежала многократному пересмотру. Процедуры потребовали неоднократной координации национальных органов и участия общественных организаций для уточнения проекта уже в ходе его реализации. Реализация этого проекта привела к кумулятивному воздействию на окружающую среду: увеличению выбросов транспорта, воздействию на грунтовые воды, природную и культурную среду, безопасность движения, среду обитания животных и т.д.

      Оценка воздействия на окружающую среду

Для реализации процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на сайте Еврокомиссии публикуются результаты исследований, отчеты и руководящие документы (http://ec.europa.eu/environment/eia/eia-support.htm).

Ключевыми документами являются:

  • Руководство по ОВОС - скрининг (2017);
  • Руководство по ОВОС - Обзор (2017);
  • Руководство по ОВОС - отчет по ОВОС (2017);
  • Руководящий документ Комиссии об упорядочении экологических оценок, проведенных в соответствии со статьей 2 (3) Директивы об ОВОС (26/07/2016);
  • Упорядочение процедур экологической оценки энергетической инфраструктуры (PCI) (24/07/2013);
  • Руководство по применению процедуры оценки воздействия на окружающую среду для крупномасштабных трансграничных проектов (16/05/2013);
  • Руководство по интеграции изменения климата и биоразнообразия в оценку воздействия на окружающую среду (03/2013);
  • Интерпретация определений категорий проектов Приложений I и II Директивы EIA (05/2015);
  • Интерпретация определений некоторых категорий проектов Приложений I и II Директивы по ОВОС (2008);
  • Интерпретация, предложенная Комиссией в отношении применения Директивы по ОВОС для вспомогательных/ связанных работ (05/03/2012);
  • Применение Директивы EIA к проектам, связанным с разведкой и разработкой нетрадиционных углеводородов (05/03/2012);
  • Применение Директивы EIA по реабилитации полигонов (21/01/2010);
  • Разъяснение применения Статьи 2 (3) Директивы по ОВОС;
  • EIA - Руководство по скринингу – 2001.

Процедура оценки воздействия на окружающую среду

В 2001 году Европейская комиссия впервые опубликовала три Руководящих документа по ОВОС, касающихся конкретных этапов процесса ОВОС:

  • Руководящий документ по ОВОС по скринингу;
  • Руководящий документ по подготовке обзора оценки воздействия на окружающую среду;
  • Руководящий документ по подготовке отчета по ОВОС.

Эти документы регулярно обновляются и пересматриваются с учетом изменений в законодательстве, устоявшейся практикой и современными научными исследованиями

Цель Руководящих документов - предоставить практическую информацию тем, кто участвует на этих этапах в процессе ОВОС, опираясь на опыт в Европе и во всем мире. Руководящие документы по обследованию и охвату ОВОС направлены на совершенствование решений, принятых в отношении необходимости проведения ОВОС.

Этапы процедуры оценки воздействия на окружающую среду

На рис. 10.4 приведены этапы процедуры оценки воздействия на окружающую среду

В государствах ЕС существуют различные пороговые значения характеристик объектов, для которых необходима процедура проведения оценки воздействия на окружающую среду. Так, например, в соответствии с Приложением II Директивы ЕС по ОВОС, процедура экологической оценки необходима для тепловых электростанций мощностью более 300 МВт. Однако во многих странах национальным законодательством этот порог значительно ниже (таблица 10.4).

Рисунок 10.4. Этапы процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Таблица 10.4. Пороговые значения мощности тепловых электростанций, подлежащих процедурам экологической оценки в некоторых странах ЕС http://ec.europa.eu/environment/eia/pdf/IMPEL-EIA-Report-final.pdf

Государство

Пороги для обязательной ОВОС (без скрининга)

Пороги для скрининга

Австрия

200 МВт (номинальная тепловая мощность)

100 МВт (в районах, подверженных загрязнению воздуха)

50 МВт для кумуляции с другими пространственно связанными тепловыми электростанциями, если с ними будет достигнуто 200 МВт

25 МВт (в зонах, подверженных загрязнению воздуха и кумуляции) для кумуляции с другими пространственно связанными тепловыми электростанциями, если с ними будет достигнуто 100 МВт

Германия

200 МВт (номинальная тепловая мощность)

От 50 МВт до 200 МВт

От 20 до менее 50 МВт при использовании легкого топочного мазута, метанола, этанола, необработанных растительных масел или метиловых эфиров растительного масла, необработанного природного газа, сжиженного газа, газа из источников общественного газа или водорода

От 10 до менее 50 МВт (при использовании газообразного топлива (особенно коксового газа, шахтного газа, стального газа, нефтеперерабатывающего газа, синтез-газа, биогаза

От 1 до менее 50 МВт при использовании угля, кокса, включая нефтяной кокс, угольные брикеты, дерновые брикеты, топливный торф, необработанную древесину, эмульгированный природный битум, отопительные масла,,

От 1 до менее 50 МВт при использовании твердого или жидкого топлива, кроме перечисленных выше

Голландия

300 МВт (тепловая)

500 тонн угля в день и / или 100 тонн неопасных отходов в день

200 МВт (тепловая) и / или увеличение мощности на 20% и более (дополнительная мощность и / или новая топливная смесь) 250 тонн угля в день и / или 50 тонн неопасных отходов в день

Все пороговые значения для скрининга служат только индикатором, ниже пороговых значений обязательным является решение об отказе без процедурных требований.

Таблица 10.5. Сравнительный анализ рассмотрения документов по ОВОС на различных уровнях власти в некоторых странах ЕС

http://ec.europa.eu/environment/eia/pdf/IMPEL-EIA-Report-final.pdf

Таблица 10.6. Сравнительный анализ подачи апелляций по ОВОС в некоторых странах ЕС

http://ec.europa.eu/environment/eia/pdf/IMPEL-EIA-Report-final.pdf

Страны ЕС

Апелляции могут быть поданы

 

Любым лицом

Граждане, проживающие рядом

Муниципалитеты

Группы граждан

Неправительственные организации

Уполномоченные органы

Другие

Примечания

Дания

(a)

(a)

(b)

(b)

(a)

Министр окружающей среды,

а) если они имеют законную заинтересованность в этом вопросе:

б) при условии, что насчитывает более 100 членов;

Германия

 

(с)

 

Отрицательно затронутые стороны

с) кроме строительства торговых центров.

Апелляция также может быть подана после выдачи разрешения на реализацию проекта;

Литва

 

 

(d)

 

d) Апелляции могут подаваться только для проектов строительства теплоэлектростанций.

В соответствии с национальными законодательствами стран ЕС, некоторые объекты, не указанные в Приложении II Директивы ЕС по ОВОС, подлежат процедуре экологической оценки, например, строительство крупных торговых центров.

Национальные законодательства также имеют различия относительно степени ответственности различных уровней власти за принятие решения о проведении процедуры экологической оценки (таблица 10.5). В Таблице 10.6 приведеныданные по подаче апелляций по ОВОС.Кроме этого, после принятия решения об утверждении отчета о проведении процедуры экологической оценки на любом уровне (скрининг, оценка, отчет), может быть подана апелляция, которая позволяет обжаловать решение органа власти. Данная процедура также отличается в странах ЕС и может быть начата на различных уровнях: государственные органы власти, правительственные организации, группы граждан, муниципалитеты, граждане, проживающие в непосредственной близости от объекта в отношении которого проводилась процедура ОВОС.

После подготовки отчета об оценке воздействия на окружающую среду проводится его рассмотрение и согласование. Процедура оценки отчетов также регулируется национальными законодательствами стран ЕС. Процедура экспертизы в некоторых странах ЕС проанализирована в таблице 10.7

Таблица 10.7. Процедура экспертизы ОВОС в некоторых странах ЕС

Австрия

Уполномоченный орган поручает внутренним или внешним экспертам рассматриваемых проектов подготовить экспертную оценку воздействия на окружающую среду или обобщенную оценку воздействия на окружающую среду. Эти эксперты должны, в частности, оценивать полноту, правильность и значимость данных заявителя в соответствии с уровнем техники и другими соответствующими научными знаниями и, при необходимости, дополнять заявление об экологических последствиях. Кроме того, экспертная оценка воздействия на окружающую среду должна вносить предложения по смягчению и предотвращению.

Болгария

Компетентный орган должен оценить качество отчета по ОВОС в течение 14 дней после его подачи, исходя из следующих критериев:

1. полнота и точность информации по разделам отчета в соответствии с Техническим заданием, утвержденным компетентным органом;

2. рассмотрение результатов проведенных консультаций;

3. сравнительное описание, анализ и сравнение альтернатив;

4. значимость воздействия; значимость неизбежных/постоянных воздействий на окружающую среду;

5. предлагаемые меры по предотвращению или уменьшению существенных вредных воздействий, предназначенные для обеспечения соблюдения экологических нормативных актов, и план, разработанные для их осуществления

Чехия

Отчет рассматривается «Рецензентом», который дает заключение о мероприятиях по охране окружающей среды. Затем он рассматривается в процессе консультаций с общественностью, и компетентный орган выдает окончательное заявление.

Дания

Ответственность за полноту и точность информации в ОВОС возлагается на компетентные органы.

Ирландия

Отчет рассматривается компетентным органом. Дополнительная информация может быть запрошена у заявителя по мере необходимости. Могут быть проведены публичные слушания.

   

 

 Примеры проведения ОВОС

(http://ec.europa.eu/environment/archives/eia/eia-studies-and-reports/pdf/guidel.pdf)

Пример 1: Центральная очистная установка Турку, Финляндия

Для проведения процедуры скрининга использовался контрольный список (чек-лист). Он наглядно дает понять, какие последствия будут иметь действия. Например, земляные работы, обработка сточных вод, обработка осадка, или как движение и нарушения в работе будут оказывать влияние на воздух и климат. В таблице показано, что определенные воздействия на параметры окружающей среды могут приводить к кумулятивному воздействию, и это определяется в последнем столбце таблицы, который показывает воздействие на окружающую среду и качество жизни. Например, обработка сточных вод, а также обработка шлама приведут к кумулятивным воздействиям, которые будут влиять на людей с точки зрения качества жизни (таблица 10.8).

 Пример 2: Шоссе E18 Лохья - Сало, Финляндия

При проведении процедуры ОВОС часто используется метод моделирования. Кумулятивные последствия воздействия на популяции или среды обитания видов могут быть изучены с использованием моделей. Моделирование обеспечивает упрощенное представление динамических сложных систем, которые часто имеют много взаимодействующих компонентов. Точность моделирования также во многом зависит от имеющихся данных об окружающей среде и от отношения между факторами, которые принимаются в модели.

В данном примере, моделирование использовалось для оценки комбинированного воздействия шума, когда предлагаемый маршрут автомагистрали будет проходить параллельно с существующей дорогойчерез ряд жилых районов. Прогнозируемые уровни шума с обеих дорог были смоделированы, чтобы установить, где будет значительное увеличение, как с барьерами ослабления шума, так и без них. Результаты оценки были проиллюстрированы на картах контуров шума, контуры, представляющие прогнозируемые уровни шума с дорог. Используя этот метод, можно рассмотреть несколько сценариев, например, использование смягчающих мер на разных уровнях трафика.

 

Таблица 10.8. Пример чек-листа, использованного при проведении ОВОС для объекта «Центральная очистная установка» (Турку, Финляндия)

 

Воздействие на окружающую среду

Воздействие на построенную среду

Воздействие на живые существа

 

Почвы и геология

Поверхностные и грунтовые воды

Воздух и климат

Флора и фауна

Городская структура и планируемое землепользование

Здания и сооружения

Пейзаж и город

Культурное наследие

Здоровье, запахи, шум и вибрация

Качество жизни и отдыха

Экономическая жизнь и занятость

Использование природных ресурсов

строительство

            

наземная подготовка

 

V

v

 

 

V

 

V

V

V

V

V

поверхностные структуры

 

 

 

 

V

 

 

V

 

V

V

 

операция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

очистка сточных вод

 

V

 

V

V

 

 

 

V

V

 

 

прием и удаление воздуха

 

 

 

 

 

 

 

 

V

V

 

 

обработка осадка

 

 

v

 

V

 

 

 

V

V

 

 

Транспорт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трафик

 

 

 

 

V

 

 

 

V

V

 

 

Исключительные обстоятельства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нарушения в работе

 

V

v

V

 

 

 

 

 

 

 

v

  Пример 3: Проект строительства плотин на реке Нестос, Западная Фракия, Греция

Метод порогового анализа часто используется для оценки максимальной нагрузки на экосистему. Проект может быть оценен исходя из того, превышаются ли допустимые значения, которые может нести экосистема, без последствий. Альтернативные варианты проекта также могут рассматриваться таким же образом, наряду с последствиями, связанными с рядом проектов, рассматриваемых вместе. Анализ пороговых значений может применяться к физическим и социально-экономическим последствиям. Они могут применяться к целому ряду проектов и условий окружающей среды, но лучше всего подходят там, где существуют пороги регулирования. Чаще всего эти методы используются для природных параметров экосистем, таких как популяции видов. Анализ может быть адаптирован к конкретному проекту. Линейный график подходит для небольшого проекта, но трехмерная графика может быть подходящей для сложного проекта или проекта в чувствительной среде.

Рассматриваемый пример касался кумулятивного воздействия строительства трех плотин на реке Нестос. Область исследования была основана на гидрологическом бассейне реки. Во время сбора данных координатор проекта определил, что предыдущие и нынешние методы землепользования влияют на дельта-систему - например, перекачка грунтовых вод для орошения приводит к усилению вторжения морской воды. Поэтому команда проекта определила необходимость определения исходных условий и оценки возможных воздействий с учетом этих тенденций.

Экологическая оценка деятельности предприятий

Помимо экологической оценки проектов и объектов в странах ЕС, экологическая оценка проводится и в отношении деятельности предприятий и организаций. Объектом оценки является система экологического менеджмента и продукция предприятий.

Серия стандартов ISO 14000 (https://www.iso.org/ru/iso-14001-environmental-management.html) предлагает практические механизмы деятельности для экологически-ответственных компаний и организаций. Стандарты этой серии содержат информацию о системах окружающей среды для достижения целей экологической безопасности: экологический аудит, коммуникации, маркировка продукции и анализ ее жизненного цикла, а также на проблемах окружающей среды, таких как климатические изменения.

ISO 14001:2015 определяет требования к системе экологического менеджмента, которую организация может использовать для повышения экологической эффективности. ISO 14001:2015 предназначен для использования организацией, стремящейся управлять своими экологическими обязанностями на систематической основе, которая вносит вклад в экологическую основу устойчивости.

ISO 14001:2015 помогает организации достичь намеченных результатов своей системы экологического менеджмента, которые обеспечивают ценность для окружающей среды, самой организации и заинтересованных сторон. В соответствии с экологической политикой организации предполагаемые результаты системы экологического менеджмента включают:

  • повышение экологической эффективности;
  • выполнение обязательств по соблюдению экологических норм и правил;
  • достижение экологических целей.

Более подробно стандарты ISO серии 14000 рассмотрены в разделе 5, а стандарт ISO 14001:2015 рассмотрен в главе 7 вместе со Схемой экологического менеджмента и аудита (EMAS).

Количество организаций стран ЕС, в которых внедрен стандартs ISO 14001 можно узнать на специальном сайте http://database.eco-innovation.eu/indicators/index/search:ISO/ (рис.10.5).

Схема EMAS (Ecological Management and Audit Scheme, http://ec.europa.eu/environment/emas/join_emas/emas_iso_14001_en.htm) разрабатывалась параллельно со стандартом ISO 14001.

EMAS является инструментом управления охраной окружающей среды на предприятиях в странах ЕС и выходит за рамки требований ISO 14001. Вместе с тем, стандарт ISO 14001 является неотъемлемой частью EMAS с 2001 года.

Основные отличия системы EMAS от требований стандартов ISO 14001 приведены в таблице 10.9 (http://ec.europa.eu/environment/emas/pdf/factsheets/EMASiso14001_high.pdf).

 

Таблица 10.9. Отличия требований ISO 14001 и системы EMAS

Наименование

EMAS

ISO 14001

Общие аспекты

Легальное положение

Директива ЕС № 1221/2009

Международный, коммерческий стандарт, частное право

Участие

Добровольное

Добровольное

Географический охват

Применимо глобально

Применимо глобально

Фокус и цель

Фокусируется на постоянном улучшении экологических показателей организации

Фокусируется на постоянном совершенствовании системы экологического менеджмента

Планирование

Экологические аспекты

Всесторонний первоначальный экологический обзор текущего состояния деятельности, продуктов и услуг

Требуется только процедура идентификации экологических аспектов

Первоначальный обзор рекомендуется, но не требуется.

Соблюдения правовых норм

Требуется подтверждение полного юридического соответствия

Только обязательство соблюдать действующие правовые требования

Отсутствие аудита соответствия

Участие сотрудников

Активное участие сотрудников и их представителей

Не требуется (ISO 14001 и EMAS предполагают обучение сотрудников)

Поставщики и подрядчики

Требуется влияние на поставщиков и подрядчиков

Соответствующие процедуры сообщаются поставщикам и подрядчикам

Внешняя связь

Требуется открытый диалог с внешними заинтересованными сторонами

Внешняя отчетность требуется на основе регулярно публикуемой экологической декларации

Диалог с внешними заинтересованными сторонами не требуется

Внешняя отчетность не требуется

Контроль

Внутренний экологический аудит

Аудит системы экологического менеджмента

Аудит эффективности оценки экологических показателей

Аудит экологического менеджмента

Включает только аудит системы экологического менеджмента на соответствие требованиям стандарта

Аудитор

Экологические верификаторы аккредитованы / лицензированы и контролируются государственными органами

Требуется независимость экологического верификатора

Органы сертификации аккредитованы через национальный орган по аккредитации

Рекомендуется независимость аудитора

Аудиты

Проверка документов и посещений объектов в соответствии с Постановлением

Проверить улучшение экологических показателей

Данные из заявления об окружающей среде должны быть проверены

Нет конкретных требований к сертификации в стандарте

Проверка работоспособности системы экологического менеджмента, но не указанна их периодичность

Отличия для малых предприятий

Продление интервалов проверки от трех до четырех лет EMAS-easy

Никаких отступлений не предусмотрено

Официальная регистрация властями

Публично доступный регистр регистрирует каждую организацию

Каждая зарегистрированная организация получает регистрационный номер

Нет официального регистра

 

Рисунок 10.5 . Количество предприятий в странах ЕС, на которых внедрены стандарты ISO 14001 (по состоянию на конец 2017 года).

Документы предприятий, регламентирующие воздействие на окружающую среду

Экологически ответственные предприятия уделяют значительное внимание оценке их воздействия на окружающую среду. Сокращение воздействия на окружающую среду при производстве и эксплуатации продукции и предоставлении услуг является ключевым фактором успеха для устойчивого развития. В большинстве компаний понимают, что минимизация возможных негативных последствий деятельности предприятий для окружающей среды является важной составляющей ответственного бизнеса. В странах ЕС сформировалось общественное понимание того, что компании должны принимать меры по охране окружающей среды, которые бы не ограничивались простым соблюдением нормативных требований. Принципы корпоративной ответственности требуют значительных затрат, но проводимые исследования показывают, что повышение экологической эффективности обеспечивает более высокий уровень роста самих компаний и объемов получаемой ими прибыли.

Как правило, крупные компании публикуют оценку экологической эффективности свой деятельности ежегодно, эти отчеты доступны публично. Понятие экологической оценки деятельности компании сегодня тесно связано с оценкой устойчивого развития компаний, экологическая оценка включается в отчеты по устойчивому развитию.

Примеры экологической оценки деятельности компаний

Volvo Group (Швеция) https://www.volvocars.com/en-kw/about/our-company/sustainability/sustainability-reports

В экологической политике компании Volvo Group (http://www.volvogroup.com/content/dam/volvo/volvo-group/markets/global/en-en/about-us/our-values/code-of-conduct-and-other-policies/English-Environment-l-Policy-PROOF.pdf) констатируется стремление стать лидером в области охраны окружающей среды среди ведущих мировых производителей транспорта, оборудования и систем. Программы Volvo Group по охране окружающей среды должны характеризоваться целостным взглядом, постоянным улучшением, техническим развитием и эффективностью использования ресурсов. Эти средства должны предоставить Volvo Group конкурентное преимущество и способствовать устойчивому развитию. Компания стремится к разработке транспортных решений с низким воздействием на окружающую среду, содействию разработке согласованных правовых требований для снижения расхода топлива, выбросов, шума и воздействия на климат, а также сокращения использования экологически вредных материалов. Для оценки эффективности своей деятельности в этих направлениях, с 2001 года Volvo Group ежегодно готовит и публикует отчеты об устойчивом развитии компании и экологической оценке деятельности https://www.volvocars.com/en-kw/about/our-company/sustainability/sustainability-reports.

Royal Dutch Shell https://reports.shell.com/sustainability-report/2016/introduction/how-sustainability-works-at-shell.html

Таблица 10.10. Структура ежегодного отчета об устойчивом развитии (раздел экологической оценки деятельности компании) Royal Dutch Shell

Потребление энергии

Потребление энергии внутри организации.

Потребление энергии вне организации. Энергоемкость.

Сокращение потребления энергии.

Вода

Общий водозабор по источникам.

Процент и общий объем воды, рециркулированной и повторно используемой.

Биоразнообразие

Эксплуатационные объекты, принадлежащие, арендуемые, управляемые в или охраняемые районы и районы с высокой ценностью биоразнообразия за пределами охраняемых районов.

Описание значительных воздействий деятельности, продуктов и услуг на биоразнообразие в охраняемых районах с высоким значением биоразнообразия за пределами охраняемых районов.

Места обитания, защищенные или восстановленные.

Выбросы

Прямые выбросы парниковых газов (ПГ).

Косвенные выбросы парниковых газов.

Коэффициент интенсивности выбросов парниковых газов.

Сокращение выбросов ПГ.

Выбросы озоноразрушающих веществ.

Стоки и отходы

Общая масса отходов по типу и способу утилизации.

Продукты и услуги

Степень смягчения воздействия воздействия продуктов и услуг на окружающую среду.

Соответствие

Сумма значительных штрафов и общее количество неденежных санкций за несоблюдение природоохранного законодательства и нормативных актов.

Экологическая оценка поставщиков

Процент новых поставщиков, которые были подвергнуты скринингу с использованием экологических критериев.

Жалобы на загрязнение окружающей среды

Количество жалоб на экологическое воздействие, поданных, рассмотренных и разрешенных с помощью формальных механизмов рассмотрения жалоб.

Royal Dutch Shell - нидерландско-британская нефтегазовая компания, четвёртая по величине активов производственная компания в мире. В экологической миссии компании констатируется, что в ближайшие десятилетия для экономического развития потребуются больше энергии и более чистая энергия в условиях растущего воздействия на окружающую среду. Одной из целей компании является инвестирование в низкоуглеродные энергетические решения и передовые технологии, повышающие энергоэффективность и сокращающие выбросы.

Экологическая оценка деятельности компании публикуется ежегодно в отчете по устойчивому развитию (https://reports.shell.com/sustainability-report/2016/).

Структура раздела отчета, связанного с экологической оценкой, является примером всеобъемлющего анализа деятельности компании. Структура отчета об экологическая оценке деятельности компании приведена в таблице 10.10.

 

Выводы

Процедуры оценки воздействия на окружающую среду в ЕС регулируются на уровне международного и национального законодательства и частного права. Процедуры хорошо документированы и широко применяются государственными органами, предприятиями и организациями. Выделяется 3 уровня экологической оценки:

  • стратегическая экологическая оценка – применяется для поддержки принятия решений о развитии территорий и реализации крупных проектов;
  • оценка воздействия на окружающую среду – применятся для отдельных объектов при строительстве и эксплуатации;
  • экологическая оценка деятельности предприятий и компаний – используется для оценки воздействия компаний и предприятий на окружающую среду, как правило – это раздел в отчете об устойчивом развитии компании.

Список источников

  1. EIA Directive - Directive 2011 /92/EU on the assessment of the effects of certain public and private projects on the environment. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2012:026:0001:0021:EN:PDF (дата обращения 15.09.2017).
  2. SEA Directive - Directive 2001/42/EC of the European Parliament and of the Council of 27 June 2001 on the assessment of the effects of certain plans and programmes on the environment. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2001:197:0030:0037:EN:PDF (дата обращения 12.03.2017).
  3. Directive 2003/4/EC of the European Parliament and of the Council of 28 January 2003 on public access to environmental information and repealing Council Directive 90/313/EEC. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2003:041:0026:0032:EN:PDF (дата обращения 15.09.2017).
  4. Directive 2003/35/EC of the European Parliament and of the Council of 26 May 2003 providing for public participation in respect of the drawing up of certain plans and programmes relating to the environment and amending with regard to public participation and access to justice Council Directives 85/337/EEC and 96/61/EC. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2001:197:0030:0037:EN:PDF (дата обращения 12.02.2017).
  5. Commission Implementing Decision of 11 July 2011 concerning a site information format for Natura 2000 sites. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2011:198:0039:0070:EN:PDF (дата обращения 15.09.2017).
  6. Birds Directive - Directive 2009/147/EC of the European Parliament and of the Council of 30 November 2009 on the conservation of wild birds. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2010:020:0007:0025:EN:PDF (дата обращения 15.09.2017).
  7. Habitats Directive - Council Directive 92/43/EEC of 21 May 1992 on the conservation of natural habitats and of wild fauna and flora. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CONSLEG:1992L0043:20070101:EN:PDF (дата обращения 15.10.2017).
  8. Council Regulation 338/97/EC of 9 December 19961 on the protection of species of wild fauna and flora by regulating trade therein. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CONSLEG:1997R0338:20050822:EN:PDF (дата обращения 15.10.2017).
  9. From ISO 14001 to EMAS: mind the gap. EMAS Info. URL: http://www.emas.de/fileadmin/user_upload/06_service/PDF-Dateien/UGA_Infosheet_From-ISO-14001-to-EMAS.pdf (дата обращения 15.10.2017).